Преображение господне. Храм во имя преображения господня в спасс-леоновщине Храм преображения господня на уктусе

Екатеринбург. Преображенская церковь. Каменная, трехпрестольная. Заложена в 1808 г.

Храм закрыт в 1937 году и его здание было отдано заводу эбонитовых изделий, вследствие чего было сильно изуродовано - колькольню снесли и купол обезобразили.

В 1995 году храм был возвращен верующим и началась его активная реставрация.

В церкви находятся частицы мощей прп. Олега Брянского, игумена Иова Почаевского, прп. Далмата Исетского, а также киево-печерских и оптинских старцев. Есть и чтимая икона Богоматери "Всецарица".



Первоначально на месте, где теперь стоит храм, была расположена старейшая городская церковь во имя Святителя Николая при Уктусском заводе. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году, прослужила всего 95 лет, так как в 1807 году в результате пожара она полностью сгорела. Поэтому в 1808 году был заложен уже каменный храм, с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной - во имя Святителя Николая. К 1860-м годам по причине тесноты из-за большого количества прихожан правый и левый приделы были упразднены и в 1863 году заложены в новом месте.

После октябрьской революции и начавшихся гонений на Русскую Церковь храм Преображения Господня подвергся разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1937 году церковь закрыли окончательно, а в её здании в 1942 году разместился цех Свердловского завода эбонитовых изделий.

В 1995 году на Пасху в ещё не переданном епархии здании завода было совершено богослужение. По завершении пасхальных празднеств начались работы по восстановлению и реставрации церкви. Полностью храм был передан верующим к престольному празднику Преображения Господня в том же 1995 году. Начиная с 1996 года, начались ежедневные богослужения.

Источник информации - http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/action/at176



В 1712 г., по благословению Иоанна, митрополита Тобольскаго, от 12 февраля, - устроен был в Уктусе деревянный храм в честь святит. Николая. В 1807 г. храм этот сгорел. В 1808 г., с благословения Иустина, епископа Пермскаго, заложен храм каменный одноэтажный, с разделением на теплый и холодный. В теплом на сторонах были поставлены алтари: на южной – в честь явления Казанской иконы Божией матери, на северной – во имя свят. Николая. Главный Преображенский храм освящен в 1821 г.; южный алтарь – 3 января 1809 г., а северный – 21 апреля 1830 г. По тесноте храма, 12 мая 1863 г. по обеим сторонам его были заложены новые приделы, куда, по окончании постройки, и перенесены вышесказанные алтари; Казанский освящен 27 сент. 1864 г., а Никольский 30 апр. 1867 г.

В 1867 г. Ростовский 1 гильдии купец Алексей Михайлович Плешанов устроил на свои средства для школы большой двухэтажный каменный дом и оставил капитал в 2838 р., % с котораго должны идти на содержание школы. В настоящее время в нем помещается церковно-приходская школа.

В Уктусе 3 деревянных часовни: одна при въезде в селение, а остальныя – на горах Преображенской и Вознесенской.

Причт состоит из священника, диакона и псаломщика.



По благословению митрополита Тобольского Иоанна (позже канонизированного и причисленного к Лику Святых) в 1712 году на высоком берегу реки Патрушихи, на одной из вершин Уктусского кряжа был построен деревянный Свято-Николаевский храм, самый первый на территории будущего города Екатеринбурга, объединившего разрозненные поселения этих мест. Освященный 12 февраля 1712 года, он простоял почти сто лет. Почти сто лет наши прадеды жили под благословляющим крестом Свято-Николаевского храма. Однако в 1806 году, 27 сентября, храм сгорел – судьба многих деревянных храмов старой Руси. От пожара расплавился 40-пудовый колокол; церковная утварь, правда, была спасена: серебряная чаша и дискос, Евангелие, крест, дароносица, лампады, подсвечники, ризы. Через год, по благословению уже Пермского епископа Иустина, в чью епархию входил Екатеринбург, был заложен новый каменный трехпрестольный храм, с разделением на теплый и холодный. «Благословил я в Уктусском заводе церковный придел во имя Казанской Божией Матери протоиерею Николаю Вологодскому соборне по чиноположению церковному освятить...». В 1809 году 3 января был освящен алтарь южного придела в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1821 году достроили и освятили центральный Преображенский алтарь. За все эти годы вокруг храма, на горе, разрасталось и кладбище. К 1830 году закончилось строительство северного придела во имя Святителя Николая (освящен 21 апреля). Кроме того на Уктусском заводе, как тогда называли это место, было выстроено три часовни, как-бы с разных сторон оберегающих поселение. Одна находилась у моста при въезде в село, каменная. Николаевская. Разрушена. Другая, построенная в 1850 году невдалеке от храма, возвышалась почти на вершине Вознесенской горы. (Название уктусской горы - Вознесенская, так же, как и Преображенская, возникло задолго до объединения Уктусского завода с Екатеринбургом. Так и получилось, что теперь в нашем городе как бы две Вознесенские горки. Одна – в центре, где возвышается Вознесенский собор, а другая – на Уктусе, практически и незаметная, застроенная современными зданиями). Часовня, разумеется, не сохранилась. На другой стороне реки Патрушихи, высоко на горе, на высоте 286 метров, на каменных столбах вместо фундамента, была построена и третья часовня, освященная в 1836 г. в честь праздника Преображения Господня. Разрушена до основания. Весной 1863 года (12 мая) по обеим сторонам храма были заложены новые приделы, куда перенесены и алтари. Казанский алтарь, освященный вновь 27 сентября 1864 года, а Никольский 20 апреля 1867 года. Вот некоторые сведения, полученные из справочных книг Екатеринбургской епархии за 1904 и за 1915 годы по селу Уктус: 1904 год: «С. Уктусское с дер. Елисаветской. Церковь Преображенская с часовнями Преображенская, Вознесенская и Николаевская – в селе. В деревне Елисаветской часовня Прокопиевская». 1915 год: «Село Уктус. Спасо-Преображенская, каменная, построена 1808 г., престолов – 3; от консистории в 7 верстах, от ж/д станции «Уктус» в 1 1/4 в. Приход насчитывал около 2500 чел. населения. Церковь имела 2 каменных дома, 17 десятин земли сенокосной и 629 усадебной. Причт состоял из 1 священника, 1 диакона, 1 псаломщика. Жалование священника 295 р.; диакона 150 р. псаломщика 59 р. 48к., просф. 24 р. 50 к. Доходов 1310 руб. 30 коп. Наличный состав причта: Священник: Иасон Василиев Фролов; 40 лет, Пермская семинария 1896 г., награжден скуфьей в 1903 г., в 1908 г. – камилавкой, в 1914 г. – наперсным крестом. Диакон: Николай Василиев Ефремов; 32 года, Ворон. духовное училище 1907 г. Псаломщик: Аркадий Михайлов Васильев; 34 года, 4 класса Екатеринбургского духовного училища 1897 г. Деревня Елисаветская: Диакон: Евгений А. Максимов, окончил духовное училище 1897 г. Псаломщик: Аркадий М. Васильев – высший отдел духовного училища 1899 г. Благотворители: 1868 г. ростовской первой гильдии купец Алексей Михайлович Плешанов построил для церкви каменный дом для церковно-приходской школы. Он же пожертвовал «на вечные времена» 300 рублей капитал, проценты с которого шли в дополнение к содержанию причта. Содержать школу помогало церковно-приходское попечительство и частные благотворители. В 1910 г. В.П. Злоказов пожертвовал на содержание школы 250 руб.» Уктусская церковная школа всегда была на хорошем счету. Священник Иасон Васильевич Фролов был известен как талантливый учитель Закона Божия. Об успехах учащихся в церковном пении, русском языке и арифметике знали в городе. В приходской школе регулярно проводились религиозно-нравственные чтения для народа. Известно, что в 1910 г. на Уктусском заводе действовало общество трезвости, выделялись средства на строительство «трезвенного народного дома». «В 1914 году в праздник Преображения Господня состоялось паломничество из других церквей Екатеринбурга, возглавляемое архиереем. Стены храма не смогли вместить всех желающих, служба проходила на площади. Служение молебна сопровождалось раздачей трезвеннической литературы...» Итак, храм приобрел свой окончательный вид. Поселок Уктус тем временем продолжал расширяться и расти. Заработали бумажно-картонная и суконная фабрики. Качественные глины, в изобилии залегающие в районе Уктуса, дают развитие гончарному производству, и вскоре более тридцати гончарных заведений снабжают своей продукцией чуть ли не весь Урал. Благоустраивается, духовно укрепляется и Преображенский храм. Летопись сохранила для нас имена священников в Спасо-Преобра¬женской церкви села Уктус. По сохранившимся клировым ведомостям можно проследить судьбы следующих: Дмитрий Федорович Гаряев – родился 1763 г., в семинарии не обучался, в священника произведен в 1792 г. Константин Дмитриевич Гаряев – родился 1787 г., обучался в семинарии, в сан священника произведен 1807 г. На приходе заменил отца. Скончался не позднее 1833 г. Петр Васильевич Удинцев – родился 1809 г., окончил семинарию, в Уктусской церкви с 1834 г., законоучитель в Уктусской горной школе. Степан Васильевич Удинцев (брат Петра Удинцева) – родился 1806 г., обучался в семинарии. В Уктусе служил с 1848 года. Имел бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память войны 1853-56 годов. Умер не позднее 1876 г., прослужив на Уктусе более 25 лет. Фролов Иасон Васильевич – родился 1873 г., обучался в семинарии. Священник с 1898 г. Награжден набедренником. После революции служил в Арамиле. В 1937 г. репрессирован, приговорен к 10 годам лагерей. Вот некоторые статистические данные и факты, характеризующие жизнь приходов тех лет. «...Сообщение Главному начальнику Екатеринбургских горных заводов Герману, о благословении в Уктусском заводе церковного придела во имя Казанской Божией Матери – протоиерею Николаю Вологодскому соборне по чиноположению церковному освятить, на каковой случай благословенную грамоту и Антиминс подписанные Епископом Пермским Иустином приказано консистории отослать в Екате¬ринбургское духовное правление при указе» (стиль, словосочетания и орфография тех лет сохраняются; примеч. автора). Сообщение о пожаре деревянного храма во имя Николая Чудотворца. 1806 г. 27 числа, сентября месяца храм сгорел. От пожара расплавился 40-пудовый колокол, но спасена церковная утварь: серебряная чаша, дискос, Евангелие, крест, дароносица, лампады, подсвечники, ризы, книги. Перечисляются имена священнослужителей, жен их и детей, и кто в каком году родился.... «Аттестат в ведомство Уктусских заводов от жителей Уктусского, Елисаветского и Нижнеисетского заводов. Жители, прихожане церкви Святителя Николая сим свидетельствуют в том, что священник Дмитрий Гаряев всегда в поведении добро¬порядочен и в отправлении должности своей исправен и рачителен. Второй священник Яков (фамилия не ясна) сослан ныне по резолюции Его Преосвященства в Верхотурский монастырь для усмирения его поведения. Диакон Василий Неуймин, дьячки Ефим Мутин, Афанасий Напитин, пономари Артемий Максимов, (имя не ясно) Могильников так же в должностях своих исправны. Исповедания доброго. За что им и дается от нас сей аттестат. И под ним подписываемся. Января 8 дня 1807 года. Подписи.» Две подборки церковных ведомостей Спасо-Преображенской церкви, Екатеринбургского уезда Уктусского селения, первая за 1872 год. Представлен целый ряд вопросов и записаны ответы на них. Когда церковь построена, какое здание и колокольня (деревянные или каменные), сколько Престолов, обеспечение утварью. Сколько положено причта, сколько земли при сей церкви пашенной и сенокосной и сколько дано в пользование священнику, диакону, псаломщику. Каковы дома у священно- и церковнослужителей. Количество денег от казны, положенных священнику, диакону, псаломщикам. Количество процентов, получаемых от банка на пожертвованные на храм, деньги от благотворителей. Когда составлена опись церковного имущества; о ведении приходно-расходной книги, о сохранности копий метрических книг за прошлые годы. Бухгалтерский отчет: сколько денег поступило в 1872 году, сколько израсходовано, куда, каков остаток... Далее о причте церкви. 1) Кто именно где родился, из какого звания происходит, где и чему обучался, когда и кем в какой чин произведен и к какому месту; какие проходил должности, когда чем был награжден и кого имеет в семействе. Лета от рождения. 2) Кто как знает чтение, пение, катехизис. Из ученых кто сколько в год проповедей говорил. Есть оценки: в основном «хорошо» или «очень хорошо». 3) Кто какого поведения, а дети, обучающиеся в училищах, как вели себя во время отпусков дома (оценки). 4) Кто кому в каком родстве. 5) Кто когда за что был судим и чем был штрафован, или не состоит ли под судом или следствием. 6) Сиротствующие. 7) Число дворов, число душ (муж., жен.). В каком расстоянии от церкви (дворы) и нет ли препятствий в сообщении. И заканчивается: «Священник Стефан Васильев Удинцев подписует Диакон Иоанн (фамилия не ясно) подписует Первый псаломщик Александр Микишев подписует Второй псаломщик Александр (фамилия не ясно) подписует» Ведомость о церкви Преображенской села Уктус Екатеринбургского уезда за 1896 год. (Наименование граф напечатаны уже славянскими буквами, заполнено от руки русскими). Содержание граф и вопросов подобно книге за 1872 г., но есть и добавления. 1) О причте: годы, месяцы и числа рождения. 2) Есть ли недвижимость у самого, у жены, у родителей и какая именно. 3) Например, в вопросе о судимостях и штрафах есть такой ответ: «...Был судим за нетрезвое поведение и указом Духовного Правления от 5 декабря (года нет) за № 1124 подвержен эпитимии 3-х недельной при Архиерейской церкви. За неудовлетворительную рекомендацию в знании за 1881 год Пермской Духовной Консисторией оштрафован на 3 рубля. Указом Святейшего Синода за № 2044 от 13 мая 1892 г. подсудимость снята». 4) Появляется графа о заштатных священно- и церковнослужителях, их вдовах и сиротах. По какому случаю уволен за штат, сколько лет состоял на службе, равно у вдов – мужья, а у сирот – отцы; в каких чинах и поскольку. Получает ли пенсию или ежегодное пособие, из какого источника (Казначейство, Священный Синод, попечительство о бедных духовного звания). Опять общая финансовая смета года и подписи: «Священник Симеон Попов – подписует Диакон Андрей Васильев Андриевский – подписует Псаломщики Александр, Максим Переберины – подписуют» Для истории, для нас с вами интересно узнать, какая строгость, упорядоченность во всех церковных делах и документах уже была в те годы, заново открыть для себя имена посвятивших себя служению церкви. По старым документам мы можем проследить, как совершенствуется, говоря современным языком, система «отдела кадров»: от первых скромных данных о земле, о часовнях, о причте и доходах, до развернутых сведений о состоянии храма, его финансовом балансе, об образовании священно¬служителей, их семейном положении, их образе жизни и благонравии, а так же такое ценное, как учет заштатного духовенства, сирот, вдов, и средств на их существование и т.д. Страшные годы репрессий, уничтожения и закрытия храмов, начиная с 1917-1918 годов не обошли и Преображенскую церковь. С 1926 года и до закрытия, храм стал Григорианской ориентации. В 1937 году началось разорение храма. Он был осквернен, разрушены маковка купола и колокольня. Храм закрыли. В 1938 году, по постановлению президиума Свердловского областного исполнительного комитета состоялась передача разоренного Преображенского храма шиномонтажному тресту. (Акт передачи бывшей церкви в селе Уктус шиномонтажному тресту. Приказ № 2331 от 26 ноября 1938 года). Стоимость здания (с учетом износа) в ценах 1932 года была определена в 114500 рублей. (Постановление президиума Свердловского горсовета РК и КД от 4 июня 1937г.). Почти с начала войны в бывшем храме, переданном шиномонтажному тресту, разместили «объект № 2». Это была часть эвакуированного Московского завода резиново-технических и эбонитовых изделий, объект военного значения. Все эти изделия из резины и эбонита являлись частями танков, самоходок, авиатранспорта. Объект стал закрытым предприятием. Храм спешно и беспощадно переоборудовали, кромсали под заводские нужды. В одну из стен врезали огромные железные 2-х створчатые ворота, меняли проемы старых церковных окон на стандартные заводские, пробивали кирпичные стены храма для труб отопления, труб так называемого, «острого пара», который в зимнее время, вырываясь из соединительных стыков, замерзал, свисая рыжими ледяными наростами-сосульками. Внутри, через весь храм, от Казанского до Никольского приделов, на большой высоте ходил кран. Подкупольная часть храма была разделена на 3 этажа. Грохот работающих станков, запах горелых смазочных материалов... В храме соорудили котельную, где осуществлялись вредные производства с использованием порошкообразной серы и сажи. Со Вторчермета протянули азотопровод. Но при всей этой ужасающей картине разрухи храма, все-же нельзя сказать, что во время войны он был оскверняем. Да. Беспощадно перекроен, перестроен, перепла¬нирован под нужды цеха. Но – для благого дела. В храме ковали победу. Сами стены храма благословляли своих голодных, полуживых от усталости и напряжения тружеников, как в древние времена на Руси при нападении врагов, Святители, настоятели монастырей благословляли своих воинов на битву за Отечество. 26 мая 1944 года внутри храма от возгорания сажи и других горюче-смазочных материалов возник чудовищный пожар. В церкви, к этому времени, скопилось много ценнейшего, уникального оборудования и все это должно было погибнуть. Полыхали прилегающие к храму заводские корпуса, материальный склад, цехи подготовительный и эбонитовый. С жуткими выхлопами, как петарды, взмывали вверх пакеты с серой, неся за собой огненные струи пламени, рассыпались искрами и создавали новые очаги возгорания. Удушающий запах всей этой горящей химии лишал людей остатков сил. Огромное количество пожарной техники, казалось, не в силах было остановить разбуше¬вавшуюся стихию огня, для которого внутри здания было столько «лакомой пищи». Только полное безветрие не дало пожару распространиться на весь поселок. Сгорело бы все. Господь не допустил. Емкоcти с азотом, находящиеся тут же, раскалились, лопнули, азот, вырвавшись на свободу, моментально заполнил помещение и... накрыл огонь. Пожар утих. Уникальное оборудование сохранилось в основном, и довольно быстро удалось наладить производство вновь. Только чудом можно назвать и то, что приехавшая на расследование пожара экспертная комиссия не усмотрела в его возникновении злого умысла, поджога и т.д. Сколько невинных голов могло полететь тогда! Комиссия нашла только ряд фактов неправильного хранения горючих материалов, удаленность емкостей с водой и огнетушителями... Это в разгар войны, когда сгорела большая часть завода (!), а виновные получили лишь выговоры, но не более... Разве это не чудо?! Но произошло другое: от огромного перепада температур, не выдержал и дал трещину сам кирпичный свод купола храма. Как выяснилось много позже, трещина была хоть и не сквозная и довольно узкая, но длинная, 6-7 метров. Шли года. 1 июня 1993 года Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Мелхиседеком было дано Божие благословение на организацию православной общины и восстановление храма во имя Преображения Господня в микрорайоне Уктус г.Екатеринбурга (указ № 161). А в 1994 году в Екатеринбургской епархии было принято решение о создании мужского монастыря. Храм Всемилостивого Спаса в п.Елизавет больше других подходил для этой цели. Почти в это же время выясняется, что освобожденные от заводского оборудования руины Преображенского храма, того самого, о котором скорбела душа батюшки, руководители завода планируют передать законному владельцу – Русской Православной Церкви. Вот как, по Воле Господа, отдельные, казалось бы, не связанные друг с другом события вызывают целую нить решении, изменений, как в судьбах храмов, так и в судьбах людей. Прихожане Елизаветинского храма, его активисты и уже распущенный приходской совет попросили о. Николая съездить к разрушенному храму Преображения и хозяйским глазом посмотреть, реально ли его восстановление, тем более, что по реконструкции и хозяйственному строительству у батюшки уже опыт был с Елизавета. Его админи-стративные способности оказались весьма полезны (как всякому руководителю, хоть светскому, хоть духовному). По приглашению заводского руководства о. Николай, протодиакон Спасского храма о. Анатолий Головин и председатель церковного совета Владимир Максимович Дидковский приехали на завод, вернее, в храм, посмотреть на то, что от него осталось. Впечатление было не для слабонервных: в синевато-мертвенном свете ртутных ламп в беспорядке громоздились полуразвалившиеся ржавые станки, бетонные разрушенные фундаменты от них с торчащей во все стороны, как шипы, ломаной арматурой, разбитые редукторы, какие-то куски железа – детали бывшего оборудования. Все это накрывал едкий, густой запах пережженого машинного масла, запах от электросварки и горелой резины. Таков был первый этаж основной части храма, где расположен главный алтарь. Далее – бетонное перекрытие, следующий этаж – примерно с таким же интерьером, а за ним третий, верхний, почти под куполом – и все тоже самое. Боковые приделы были чуть лучше, но и они выглядели ошеломляюще мрачно. Стены покрыты сажей в палец толщиной, под потолком – рельсы крана. Арки приделов с выбитыми кирпичами так искорежены, что только смутно напоминают форму арок. На цементном полу растрескавшемся и неровном, накручены какие-то дыры (вероятно от крепления станков), пробиты желоба, кое-где сохранились промасленные бетонные куски плит. Работа теперь должна была проходить по двум направлениям: первое – официальная передача храма Российской Православной Церкви, при этом, как водится, масса всяческих согласований, подписей и т.д. Немаловажную и отрицательную роль тут сыграла злополучная трещина купола: боялись обрушения, и никто не хотел брать на себя такую отвественность. Другой фронт работ – непосредственное приведение храма в порядок. Уже с марта месяца 1995 года Владимир Максимович Дидковский приглашает всех желающих на субботник. Конечно, решено было начинать работы по восстановлению с приделов, пока не трогая центральную часть. Несмотря на то, что основные станки были вывезены рабочими завода, но и оставшееся заводское хозяйство привело пришедших буквально в оторопь. Основной контингент – пожилые женщины, да несколько мужчин. А нужно вытаскивать такие тяжести, электромоторы в несколько обхватов, огромные станины и прочее железо. «Все с Божией помощью; да ведь много уже и забывается», – так говорят они теперь. Ломали перегородки, разбирали заложенные церковные окна, закладывали заводские; перетаскали кучи кирпичей. А мыть стены, отмывать их от въевшейся сажи, которая после мытья проявляется вновь и вновь... Много трудностей доставил пол: где-то канавки для стока отработанной жидкости, где-то выпирающие остатки спиленных труб и безнадежно замасленные фрагменты бетонных плит. Что-то засыпали песком, где-то закладывали досками, листами фанеры. От Казанского придела была отгорожена часть, где размещалась временная трапезная для тружеников. А время близилось к Пасхе. И так хотелось о. Николаю провести этот самый светлый праздник во вновь обретенном храме, пусть даже в ремонтных условиях. Архиерей благословил. Но для праздника столько еще нужно сделать необходимого. При кипучей энергии батюшки и Владимира Максимовича Дидковского добились самого главного, чтоб благоустроить алтарь. Заводские плотники настелили полы в алтаре, на солее и выступающем вперед амвоне. Перегородка иконостаса, выполненная из многослойной фанеры и окрашенная белой эмалью, была установлена за несколько часов. Плотники из монастыря Всемилостивого Спаса вполне качественно изготовили жертвенник, Престол и установили его с соблюдением всех правил. На пол уложили вдоль придела два полотна транспортерной ленты, издающей, правда, удушающий запах резины. Еще одно большое затруднение возникло в это время. Креста на кровле не было. Храм без креста – невозможно! Долго не знали, как водрузить уже сколоченный и окрашенный крест на купол. Ведь это так высоко, а туда ведет очень старая лестница, даже неплотно прилегающая к крыше. Работа для верхолазов. Двое ребят: Сергей Привалов и Олег Ладюк – под руководством Андриянова Михаила Романовича, благословясь, легко поднялись по этой шаткой, гнилой, разваливающейся лестнице и установили Крест там, где ему и надлежало быть – на куполе храма. Итак, праздник Святого Христова Воскресения в 1995 году состоялся в многострадальном храме. Пришло неожиданно много людей, и хотя изо всех щелей сквозила бедность – уж не говоря о стенах, полах, окнах, но и облачение храма было, как говорится, «с миру по нитке», а иконы, в основном бумажные – но такое ликование наполняло души присутствующих и сам храм, получивший первый живительный глоток церковного Богослужения, да еще на Пасху. Вскоре состоялось еще два важных события. О. Николай получил благословение епископа на проведение торжественного молебна с панихидой (9 мая) тут же рядом с храмом и заводоуправлением у стеллы-памятника погибшим сотрудникам завода. Сколько собралось людей, сколько ветеранов войны, и как эта служба была неожиданно душевна и трогательна, после трескучих марш-парадов, митингов и сталинских демонстраций. Уж действительно собрались по велению души, начинающей оттаивать души. Близился праздник Пресвятой Троицы, на проведение которого в храме тоже было благословение епископа. Правда, официально храм не был передан Православной Церкви, т.к. не было заключения экспертов относительно трещины купола. Но к празднику готовились. За дело взялись уже трудившиеся почти с первых дней прихожанки Нина Власова, Мария Кузнецова, чуть позже Евгения Лебединская; Кузовникова Мария Александровна – хороший организатор, постаралась собрать большое число прихожан и духовных чад о. Николая. С первых дней восстановления храма трудится Нина Александровна Воробьева. Это кристальной честности человек, обладает особой финансовой сметкой и бережливостью. Каждый рубль, каждую копейку она заботливо сохраняет для нужд храма. Ближе к лету пришла в храм Королева Валентина Исаевна и трудится в нем до сих пор. Работ так много и для женских, и мужских сил. О Николае Павловиче Парфентьеве хочется сказать особо. Человек сложнейшей судьбы, прошедший фронт, получивший чудо спасения от Господа во время расстрела, в мирное время все свои силы он отдавал на благо, на пользу Православной Церкви. Пришедший за о. Николаем из храма Всемилостивого Спаса, он трудился над восстановлением храма Преображения с первых дней и до последней минуты. Нет предмета или вещи в храме, к которой бы не прикоснулись его добрые, умелые руки, куда не был бы вложен его труд. Будучи прекрасным плотником, он принимал участие во всех храмовых работах. Всегда безотказный, приветливый и доброжелательный. Даже когда храм финансово немного окреп и за некоторые работы мог заплатить своим прихожанам – Николай Павлович никогда не брал денег. Трудился во Славу Божию. Смерть ему Господь послал удивительную: накануне исповедовшись и причастившись Святых Христовых Таинств, на следующий день он скончался, едва поднявшись на лестницу храма, в первые несколько минут, – сохранив в сердцах своих собратьев светлую благодарную память и пример для подражания в труде, в молитве, в светлой чистой православной жизни. Почти каждый день приходили Морозов Владимир Николаевич с сыном. Владимир Николаевич с первых дней принимал самое живое и деятельное участие во всех храмовых делах. Он, когда надо, грузчик, когда – плотник или землекоп, а то – штукатур-маляр; если надо – и сторож храма, а вместе с тем он фиксирует в памяти процессы восстановления, успехи и неудачи, знает поименно каждого, кто отдает свои силы на святое дело работ по церкви. Появился в храме прихожанин еще храма Всемилостивого Спаса Андриянов Михаил Романович, Падерин Николай Романович – опытный и умелый плотник. Сергей Мелешков, как пришел, так и остался работать в храме до сих пор. И, конечно, руководил, давал задания, следил за процессом работы бессменный Владимир Максимович Дидковский. За неделю до праздника Святой Троицы решили побелить стены алтаря. Кроме хлорной извести других материалов нет. Сильно намучившись и забеливая обыкновенным садовым опрыскивателем некоторые места по нескольку раз, добились вполне достойной чистоты, а запах хлора к празднику выветрился. Новая трудность: поскольку служба предстояла с коленопреклонением, необходимо было полы привести в приличное состояние. Выручила всё та же фанера. Расстелили большие листы по всему полу и вопрос был решен. Троица – такой радостный, трепетный праздник света, зелени... Березок не нашлось, но разросшаяся кленовая заросль вокруг и завода, и храма, уже проросшая побегами в фундамент здания, сослужила прекрасную службу. Масса кленовых веток заполнила храм. Прикрыли ими недоделки, скрыли скромность убранства, и наполнился храм дивной свежестью и неповторимым ароматом весны и радости. Верующих собралось еще больше, чем в первый раз. Чем только не занимались в эти два летних месяца. Одно ломали, другое строили заново, врезали дверные замки, сколачивали ступеньки и лесенки. Так много нужно для жизни храма, а ведь начали с ноля. Близился праздник Преображения, Яблочный Спас и запланированное освящение храма, а акта о передаче храма в руки РПЦ так и нет. Всё какие-то непредвиденные обстоятельства и препятствия... Большим событием, давшим новый импульс к трудам по храму, была долгожданная передача храма Православной Церкви. Трудовой коллектив завода Урал-Эластотехника во главе с ген. директором Грицеле Ю.А. передали здание храма в собственность прихода. Отец Николай стал официальным главой храма – настоятелем. В.М.Дидковеский – председателем церковного совета. Экспертная комиссия по трещине купола храма пришла к заключению, что обрушением купола она не грозит, т.к. возведен он был (в свое время) с таким многократным запасом прочности, что она, трещина эта, лишь приуменьшила этот запас. Стали возможны регулярные Богослужения, а восстановительные работы пошли быстрее и успешнее. Появились и первые спонсоры. Одним из первых благотворителей, спонсоров храма стал Клевцов Константин Викторович. Это он, видя как бьются в тисках бедности, почти нищеты, батюшка Николай и вновь образовавшийся приход, протянул руку помощи. Всё, буквально всё на первоначальном этапе: необходимые работы, стройматериалы оплачивались им. Это и штукатурные, и малярные (а площади – огромны), проведение тепла, установление первого иконостаса, первых дверей и перегородок, чтоб как-то разделить на отдельные помещения храм, превращенный в цех. Наконец, новые, настоящей церковной архитектуры стрельчатые рамы и стекла, которые по сей день украшают храм. Благодаря его спонсорской помощи, пол храма покрыли мраморной плиткой (около 400 кв.м. общей площади). Бригада строителей, работавших ранее в Почавской Лавре, опытных и квалифицированных, занялась строительным благоустройством. Это люди, владеющие разнообразными техническими специальностями и, что так важно, верующие, добросовестные, и такие трудолюбивые и выносливые, что прихожане только удивлялись. Как рассказывают: «Идешь утром, ранехонько, еще и 7 часов нет – они уже трудятся». Спали тут же, при храме. Их усилиями оштукатурены и Казанский придел, и сам алтарь. Помогали, конечно, и свои, и даже просто приезжие люди, пожелавшие потрудиться во Славу Божию. Стали появляться первые стабильные доходы, которые о.Николай тут же употреблял на строительство и приобретение церковной утвари. Вот уже оштукатурены стены центрального зала с его полукруглыми сводами и северный придел Святителя Николая. Благодаря спонсорской помощи Юрия Ачимова храм приобрел новый резной иконостас в Казанском приделе и некоторые храмовые иконы. Иконостас был спроектирован и выполнен архитектором Григорием Щербаковым. Иконы для иконостаса были написаны в каноническом стиле Татьяной Водичевой при финансовой помощи Генерального директора ООО «Лукойл-Екатеринбургнефтегаз» В.Г. Савельева. В 1997-98 году уже был установлен и второй иконостас в Свято-Никольском приделе, созданный тем же коллективом художников. В едином стиле с иконостасом появляются большие резные киоты для старых и новописанных икон. В Свято-Никольском приделе поставлена купель (с полным погружением). А хор! Найти людей, знающих церковное пение, с хорошими голосовыми данными. Ведь настоящее церковное пение, как говорил Архиепископ Климент, «очень способствует высокому настрою всей службы». С первых же дней службы в Преображенском храме его бессменный регент – Амелькина Елена. Хор принимает участие и в городских концертах духовной музыки. Хор достаточно профессионален. Состоит из музыкантов с хорошими голосами. Нужна и Воскресная школа, взрослая и детская. За 80 почти лет, люди растеряли все церковные устои, знания, традиции. Выросло уже не одно поколение, совершенно отстраненное от храма и православных правил и знаний, ранее впитываемых с молоком матери. Кому, как не церкви и ее служителям, ликвидировать этот пробел? Нужна и библиотека. Книг духовного содержания сейчас продается много, но далеко не все в состоянии приобрести их в собственность, да и знающий библиотекарь научит, подскажет, что читать по тому или иному вопросу. А еще надо накормить, поддержать малоимущих, порой только и существующих благодаря помощи храма. Проблемы большие и малые, вопросы, дела, вереницей встают, вытесняя одно другим... С самого начала восстановительных работ решено было пока огромную подкупольную часть храма с главным алтарем не трогать. Нельзя объять необъятное. Опять же «терпение и терпение». Но все это огромное помещение, по виду которого даже еще и теперь можно домыслить, в каком состоянии был весь храм (после выехавшего завода), и это помещение понемногу преобразуется и выполняет определенные функции. А за последнее время тут проделаны просто колоссальные работы. Отремонтированы в пристрое, примыкающем к центральному приделу 3 комнаты для классов Воскресной школы; в одной из них стоит фортепиано, что помогает проведению уроков музыки. Помещения уютные, красивые. Повешены хрустальные люстры. А купол храма уже чистый, белый, такой огромный!!! Просто удивительно – когда поспели?! Несколько лет назад пришла к о. Николаю Бобылева Евдокия Алексеевна, педагог по образованию. Она предложила свои силы по устройству храмовой библиотеки, работая во Славу Божию. Это предложение было принято с радостью и благодарностью. Фонд книг, вначале состоявший из 300 единиц, стал расширяться и расти. Есть тут и пятитомное «Добротолюбие», творения Иоанна Златоустого, 2-х томное творение Григория Богослова, Ефрем Сирин, а также «Избранные места», Иустин Философ, преподобный Симеон Новый Богослов, сочинения святителя Дмитрия Ростовского, Феодора Студита, сочинения Павла Флоренского, Феофана Затворника, собрание писем оптинского старца Макария, творения Нила Синайского. Большой объем учебной литературы, разделы по культуре, искусству, иконописи. А также разделы по темам: творения святых (проповеди и поучения), азы Православия, помощь накануне исповеди, история церкви и России, духовная брань, раздел «Родителям и детям», об иконах Божией Матери, тема Царственных Страстотерпцев, вероучительная тематика, поэзия и многие другие. Воскресная школа при храме работает уже несколько лет. Есть уже и выпускники школы, которые трудятся в храмах города и Обществе милосердия. Есть класс для взрослых слушателей, руководимый Дружининой Инной Константиновной, и детские классы, с которыми занимаются Лазарева Ирина Александровна, Белогурова Любовь Анатольевна, Насибулина Наталия Николаевна. Сколько взрослых и детей, приходя в храм по призыву души, понимают теперь смысл, порядок, содержание Православной службы. Знакомятся с главными святынями Православия: Библией и Святым Евангелием. Усваивают определенные правила и традиции Право¬славной церкви. Польза от этого великая. В воскресной школе программа разработана по курсу воскресно-приходских школ: 3-х годичное образование для взрослых с выпускными экзаменами. Для детей программа расширена. Введены такие предметы, как живопись, церковное пение. Дети должны будут проходить обучение в течении 4-х лет. В храме Преображения, впервые в городе, стали привлекаться к Богослужению и помощи в алтаре в качестве алтарников, пономарей мальчики в возрасте от 7 до 13 лет. На это надо много и внимания, и заботы: научить, проследить, наставить молодых, непоседливых ребят. Но как укрепляется в них вера, воспитывается чувство ответственности, своей сопричастности к Богослужению. Это дает толчок к духовному росту и, возможно, воспитывает будущее поколение священнослужителей. Двое бывших мальчиков-алтарников уже учатся в семинариях. Одновременно со всеми заботами по внутреннему благоустройству, по разнообразным разделам его просветительской деятельности внимание батюшки переключается и на внешний вид храма. Пора. Сколько же требуется на это и средств, и физических сил. Вот постепенно кровлю храма покрывают новым железом. Оштукатурены почти все внешние стены, еще столь недавно зиявшие выщербленными кирпичами. Над Казанским приделом поставлена луковичная маковка с позолоченным крестом. Благодаря помощи ОАО «Стройпластполимер» (генеральный директор Анатолий Иванович Мельник и его заместитель Светлана Викентиевна Ешмолова) за несколько месяцев выложена новая колокольня, и теперь звон Преображенских колоколов разносится по округе еще звучнее и сочнее. Уже построенная колокольня поставлена на строительную «усадку», чтоб к будущему лету возможно было оштукатурить и ее. Ну и, конечно, самое трудное, дорогостоящее и очень волнительное – сооружение двух золоченых луковиц (благодаря финансовой помощи Андроника Геворкяна и его семьи). Семья Андроника Геворкяна является постоянным спонсором храма. Вклады этой семьи очень большие: помимо металла на покрытие второй луковицы ими же поставлены прекрасные фундаментальные двери на паперти храма, и внутренние, отлиты два колокола, приобретено новое удобное оборудование для книжной и иконной лавок, приобретено паникадило для будущей центральной части Преображенского храма. Водружение луковиц на центральный купол и колокольню – традиционное завершение крыши православных храмов, они отмечают алтарь и колокольню, если она встроена в храм, а не стоит отдельной звонницей. 12 июля 2001 года в день апостолов Петра и Павла была поднята луковица, венчающая колокольню. Ныне храм в честь Преображения Господня является одним из самых почитаемых в Екатеринбурге. В праздники и на воскресной службе присутствует до тысячи и более прихожан. Святыни храма привлекают множество паломников. Просьбы жителей других городовов поставить свечу у иконы Божией Матери в «храме с трубой» не вызывает у горожан больших затруднений. Труба котельной возле храма стала своеобразным ориентиром. Небольшой лужайка на месте свалки с производственными отходами, начатая усилиями матушки Веры и превратившаяся, благодаря трудам Елены Алфёровой, в один из самых красивых в городе цветников, тоже является достопримечательностью православного Екатеринбурга - в конкурсах по благоустройству окружающей территории храм не раз получал призовые места.
В тексте использованы материалы книги О. Г. Пономаревой «Храм Преображения Господня»

Сайт храма в честь Преображения Господня http://www.preobrazgenie.org/index.php?pagelink=history&min=0&tab=1&id=1

Епархия Московская Архитектурный стиль классицизм Первое упоминание 1706 год Дата основания XVIII век Строительство - годы Статус передается РПЦ Состояние восстанавливается

Координаты : 55°22′36″ с. ш. 39°12′51″ в. д.  /  55.376667° с. ш. 39.214167° в. д. (G) (O) (Я) 55.376667 , 39.214167

Храм во имя Преображения Господня в с. Спасс-Леоновщине Егорьевского района Московской области основан в г. Относится к Егорьевскому благочинническому округу Московской епархии . Духовный центр Леоновщины .

История

Церковь основана по прошению владельца имения стольника Ивана Иванова сына Леонтьева в его поместье в Крутинской волости Коломенского уезда по благословению коломенского епископа Антония . Первоначально был деревянным. В приходе храма были деревни Василёво , Иваново , Иншино, Суханово , Каменская, Ларинская, Низкое, Панино , Пановская. В мае г. прихожане с. Спасского с деревнями просили разрешения на строительство нового храма прежнего храмонаименования с приделами Архангела Михаили и Флора и Лавра. На построение планировалось использовать часть материалов от старой, обветшавшей церкви. 11 июня г. церковь была освящена протоиереем Павлом Озерковским. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, снаружи обит тёсом. На главе – восьмиконечный крест, сделанный из красной меди и вызолоченный через огонь. Церковь внутри была обита холстом и расписана масляными красками. В 1807 г. построена вторая церковь - каменная во имя Святой Троицы. Троицкая церковь в г. была выстроена заново, в г. в ней было устроено центральное водяное отопление. В Троицкой церкви было три престола - средний во имя Святой Живоначальной Троицы, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы и иконы Иверской и левый во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил и святителя Николая Мирликийского.

25 сентября г. решением Исполкома Мособлсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов их закрыли с рекомендацией использовать под учреждения культуры. В Преображенском храме был устроен клуб (впоследствии сгоревший), а в дальнейшем бревна церкви использованы при строительстве начальной школы. В 1990-х остатки школы проданы на дрова местным жителям. В каменном здании Троицкой церкви организован завод «Василёвский металлист». В 1957 г. к церкви сделаны многочисленные кирпичные пристройки, уничтожившие ближайшие к храму могилы. Экономически производство было нецелесообразно по причине технологической отсталости оборудования, низкого качества и невостребованности выпускаемой продукции. Уже в конце 1990-х варварски уничтожены оставшиеся надгробья. ЗАО "Нина" (приватизировавшая бывший "Василевский металлист") производила работы на том же оборудовании, нарушая все нормы техники безопасности. В 2011 г., выработав последние ресурсы (были уничтожены (переплавлены) даже высокохудожественные плиты пола церкви) ЗАО "Нина" отказалось от здания церкви.

Восстановление

В 2007 г. по инициативе М. Б. Желтова начат процесс возвращения здания Троицкого храма РПЦ , при этом сама церковь получила новое храмонаименование во имя Преображения Господня. Настоятелем храма в декабре г. был назначен игумен Митрофан (Ефремов). С 29 августа г. начаты восстановительные работы (руководитель - Михаил Николаевич Гераськин). 13 января совершено освящение храма, а 14 января - первое богослужение, которое провел егорьевский благочинный игумен Никодим.

Сохранность храма

Основное здание храма сохранилось хорошо. Утраченными оказались только апсиды. В трапезной утрачены фрагменты южной стены. Колокольня сохранилась до второго яруса. В храме сохранились фрагменты высокохудожественных фресок: Архистратига Михаила, Сергия Радонежского, Василия Великого, Успения Пресвятыя Богородицы, Владимирской иконы Божьей Матери, Митрополита Московского Ионы, Феодосия Печерского.

Священнослужители

  • Никита Григорьев (уп. 1722 г.)
  • Матфей Максимов (уп. 1742-1744, имел сына Максима)
  • Максим Ильин (уп. 1783, умер в 1788 г.)
  • Михаил Герасимов (уп. в 1793 г.)
  • Василий Никитин (уп. в 1795 г.)
  • Симеон Матвеев (уп. 1795 - 1808 гг.)
  • Ермил Симеонов (уп. 1799 - 1828 гг.)
  • Лаврентий Иоаннв (Спасский)(уп. 1805 - 1810 гг.)
  • Иоанн Михайлов (Петровский)(род. 17 июля 1810 г., уп. 1835 - 1840 гг.)
  • Василий Симеонов Павельский (уп. с 22 сент 1830 по 1847 гг.)
  • Николай Дмитриев (уп. за штатом в 1840 г.)
  • Прокопий В. (уп. в 1847 г.)
  • Михаил Иванович Чельцов (состоял с 2 ноября 1847 г., умер 30 августа 1901 г., заштатный священник с 1901 г.)
  • Петр Иоаннов Петровский (уп. с 16 марта 1851 по 1882 г.)
  • Петр Иаковлевич Минеин (сост. с 22 июля 1882 г.)
  • Иоанн Иоаннович Вертоградов (уп. 1901 г.)
  • Иоанн Иоаннович Рождествин (уп. 1898 - 1910 г.)
  • игумен Митрофан (Ефремов)(назначен 27 декабря 2007 г., указ Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 4266)

Церковнослужители

Диаконы

  • Феоктист Ильин (уп. 1797 – 1798)
  • Карп Федоров (1832-1840)
  • Григорий Тимофеев (уп. на пономарской вакансии – 1835-1836)
  • Иоанн Львович Кобозев (уп. 1874)

Дьячки

  • Иван Иванов (уп. 1719)
  • Нефед Иванов (уп. 1737-1738)
  • Семен Васильев (уп. 1742)
  • Лаврентий Иванов (уп. 1798)
  • Алексей Андреев (уп. 1832-1847)
  • Карп Федоров (уп. 1835)
  • Евдоким Петров (уп. 1835-1840)
  • Иван Власов (уп. 1858)

Пономари

  • Илья Михайлов (уп. 1719-1742 г.)
  • Андрей Егоров (уп. 1797-1798 гг.)
  • Федор Петров (уп. 1832-1840)
  • Николай Рождествин (уп. 1838)
  • Николай Захаров (уп. 1847)
  • Сергей Рождествин (уп. 1858)
  • Митрофан (Ефремов), игумен - настоятель храма
  • Дорофейкина Раиса Николаевна - казначей
  • Желтов Сергей Александрович
  • Максимов Анатолий Иванович
  • Коровина Тамара Петровна
  • Воронцова Людмила Александровна
  • Скородумов Вениамин Михайлович
  • Мухина Галина Владимировна
  • Малкина Лариса Николаевна
  • Хижняк Надежда Васильевна

Янв 02 2014

Открываем свой город. Храмы Серова-Надеждинска.

Здравствуйте, друзья. Как я и обещала, продолжаю серию статей « ». Сегодня я расскажу о храмах нашего города Серова , в прошлом Надеждинска .


Первая церковь в посёлке Надеждинский завод – Всехсвятская, была построена в 1898 году по проекту Санкт-Петербургского архитектора Владимира Николаевича Пясецкого. Всехсвятская церковь находилась на улице Церковной, которая сейчас называется ул. Народной мести.

Закладка Всехсвятской церкви

Судя по материалам «Информационного агентства Екатеринбургской Епархии» деревянная Всехсвятская церковь на 500 человек, построенная в модном тогда «псевдорусском» стиле была настоящим украшением посёлка. 4 июня 1908 года в церкви произошёл пожар, и здание сгорело до основания.

В 1905 году в Надеждинском заводе началось строительство каменного собора по проекту . Собор строился на пожертвования жителей и деньги владельцев.

30 ноября 1908 года построенный Спасо-Преображенский собор был освящён. Удивительной красоты здание, вытянутое с востока на запад со стенами из красного кирпича, венчали величественное пятиглавие и ступенчатая вертикаль колокольни высотой 46 метров. Спасо-Преображенский собор стал одним из центров православия на Урале. На присоборной территории располагались захоронения.

Спасо-Преображенский собор. 1930 г.

В 1931 году Спасо-Преображенский собор в Надеждинске, как и множество других храмов в СССР был разрушен советской властью, проводившей антирелигиозную политику. Та же участь постигла и две часовни, которые находились при кладбищах, первое было недалеко от металлургического завода, второе на «горке» в нынешнем Советском посёлке. Всё ушло в небытиё. Только Спасо-Преображенский собор так и не смогли «стереть с лица земли»; большие глыбы камней, кирпичной кладки, груды обломков и арматуры, оставшиеся после взрыва, так и остались на том месте, они будто вросли в землю. Их пытались взрывать ещё раз уже в 60-х годах, накрыв специальным коробом. Но так и не получилось расчистить место, вокруг уже стояли многоэтажные дома, и полноценный взрыв организовать не удалось. Так и громоздятся эти останки в одном из городских дворов суровым напоминанием о… деяниях.

Я в детстве слышала от родителей, что у нас в городе была большая красивая церковь. А вот где она находилась, они и сами не знали, потому что её разрушили ещё до их рождения. А два года назад я случайно увидела эти , они находятся во дворе жилого дома – площадь Металлургов, 2. Их почти скрывают построенные впритык ряды гаражей. На одной из глыб с западной стороны прикреплена памятная доска, повествующая о том, что находилось на этом месте. Думаю, эта доска появилась здесь недавно.

Руины Спасо-Преображенского собора.

Много лет в Серове не было ни одного храма. Люди верующие тайно возили своих детей крестить в за 104 км. Наверное, ближе не было действующих храмов. Только в 1988 году в Серове построили небольшую церковь в честь Пророка Божия Илии (Пророко-Ильинская церковь) на ул. Карла Либкнехта, 39.

Ну, а после перестройки в Серове стали строить храмы, словно прося прощение за те, разрушенные. В 1999 году рядом с центральной проходной Металлургического завода появилась маленькая деревянная часовня во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского. Построена она на средства ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова» силами творческой мастерской этого завода. Часовня находится по адресу ул. Агломератчиков, 6.

Следом за часовней во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского, началось строительство большого Храма во имя Преображения Господня. Но строительство шло медленно из-за нехватки средств, поэтому проводилось несколько благотворительных марафонов, средства от которых значительно продвинули возведение храма. И вот 9 февраля 2006 торжественно освящён и открыт Храм во имя Преображения Господня. Белокаменный пятикупольный храм высотой 37м сейчас украшает центр города Серова.

Интересно, что площадь, на которой сейчас стоит Храм во имя Преображения Господня, всегда пустовала: пытались на ней начинать строительство административных и жилых зданий, но дело не шло дальше закладки фундамента. Я сколько себя помню, здесь всегда был заросший и заболоченный пустырь. А храм здесь смогли построить. Может, место это только для храма и было предназначено? Площадь назвали Преображенской. А адрес у Храма – площадь Преображенская, 1.

В феврале 2012 года освящён и открыт единственный в Свердловской области студенческий храм-часовня во имя Святого Архистратига Михаила, построенный в посёлке Энергетиков на площади перед ДК «Надежденский». Адрес этой часовни ул. Ломоносова д. 1 а.

Фото с сайта «Работа и отдых»

В Серове есть не только православные храмы, в ноябре 2011 года было закончено строительство соборной мечети. Это событие было долгожданным для мусульман города, мечеть строилась 17 лет. Долгострой был связан с нехваткой средств. И в Серове проводились благотворительные марафоны по сбору средств на строительство мечети, так же как и на строительство Храма во имя Преображения Господня. А теперь белоснежная мечеть с медным куполом, пятигранными окнами и 26 метровым минаретом стала настоящим украшением города.

Мечети в Серове, как и церкви, в советский период были под запретом. А в начале XX века в Надеждинске (ныне г. Серов) было две мечети, они находились на территории старого городского рынка. Мечети были деревянные, одна двухэтажная с минаретом, а вторая, построенная позднее одноэтажная. В период антирелигиозной политики советской власти мечети были закрыты, одна — в 1929 г., другая – в 1931 г. Их отдали металлургическому заводу (под контору) и милиции. Здания не сохранились. Возможно, место под строительство соборной мечети неслучайно было выбрано недалеко от старого городского рынка. Адрес мечети — ул. Р.Люксембург, 30.

Вот такие храмы были и есть в нашем городе Серове , в прошлом Надеждинске .

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников - Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна - и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами - пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, - пишет преп. Ефрем Сирин, - тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, - повествует св. евангелист, - се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества… и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы… человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он - Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле - Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), - так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», - свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба - Илия Фесвитянин, а из мертвых - Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) - по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, - указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

Церковь во имя Спаса Преображения Господня (Преображенская) была возведена в 1707 г. рядом с дворцом Петра I.

Одно предание гласит, что придворная Преображенская церковь была выстроена по воле Петра Великого, который, как говорят, сам принимал участие в ее рубке.В другом предании говорится. Что на этом месте была немецкая кирха, которая поприказанию Петра I была обращена в православную церковь. Она была выстроена из соснового леса и окрашена без обшивки. В 1708 г. церковь была освящена, как значится на старом антиминсе, освященном Варлаамом, митрополитом киевским и галицким. Церковь освящена во имя Преображения Господня и имеет приделсв. Николая Чудотворца. В 1767 г. церковь была исправлена.Антиминс главного престола освящен митрополитом Григорием в 1857 г. антиминс придела митрополитом Исидором в 1863 г.

Рассказывают, что спустя некоторое время после постройки главного корпуса к церкви были пристроены с боков две большие четырехугольные ниши для расширения церкви, а по бокам алтаря комнатки для ризницы, камина и пономарской. В последней был устроен вход прямо в алтарь.

В 1855 г. церковь была обшита тесоми выкрашена желтой краской усердием отставного солдата Бориса Патрикеева при участии петергофского купеческого сына Максима Малахиева. Патрикеев украсил также придельный иконостас серебряными ризами. В том же 1855 г. по воле Великой Княгини Александры Иосифовны обновлены украшения придела и вся церковь внутри вместо прежней белой выкрашена голубой краской.

В пределе находился иконостас, перенесенный из Екатерингофской церкви , в которой император Петр Великий венчался с Екатериной. В храме хранилисьстул готического устройства с вышитой золотой полосой на спинке, на котором, говорят, сидел Петр I , ожидая приезда своей невесты, шведский колокол, по преданию взятый Петром I при взятии Нарвы. На колоколе имелась шведская надпись, что он отлит в Стокгольмев 1686 г.

При Константине Павловиче по западной стене храма были поставлены штандарты и знамена 25 гвардейских полков.

В прежние времена в Стрельнинском дворце была церковь свв. Константина и Елены. В 1861 г. она была упразднена, а ее утварь частью перешла в Преображенскую церковь, частью в греческую церковь в Петербурге.

В версте от церкви на берегу моря в низменной местности находилось кладбище, на котором имелась деревянная часовня.

(Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и

храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. Наталия)

Кавалерийские полки хранили в Преображенской церкви свои штандарты. 16 июля 1844 г. командир конного полка, раскартированного в Стрельне, Петр Петрович Ланской обвенчался здесь с вдовой Пушкина Наталией Николаевной. Здесь спустя год они крестили свою дочь Александру в присутствии имп. Николая I.