Изучаем букву г с малышами. Конспект урока по обучению грамоте: "Буквы Г, г

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

Жанна Гурылёва
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [г], [г’]. Буква г»

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Развивающие :

Развивать воображение;

Развивать слуховое внимание м память;

Развивать зрительное внимание и память;

Развивать мимическую моторику.

Образовательные :

Закрепить навыки четкого произношения звуков Г и Г " в слогах , словах, фразах;

Закрепить навык различения звуков Г и Г " на слух и произносительно;

Развивать мимическую моторику;

Развивать мелкую моторику;

Учить детей составлять предложения по схеме с заданным предлогом;

Закрепить использование в речи существительных в родительном падеже;

Закрепить использование в речи относительных прилагательных;

Познакомить детей с графическим изображением звука Г ;

Формировать навык звукового анализа и синтеза .

Воспитательные :

Воспитывать у детей интерес к занятиям ;

Воспитывать положительные личностные качества;

Воспитывать чувство коллективизма;

- обучать правилам поведения в различных видах деятельности.

Оздоровительные :

Обеспечивать двигательную активность во время занятия ;

Формировать правильное дыхание.

ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Плоскостная фигура гнома Грамотея ;

Касса символов и обозначений, чудо-ромашка;

Картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть зв. Г и Г ";

Фишки, пуговицы, фасоль, рожки, монетки, мозаика, камешки;

Тетради, карандаши;

Индивидуальные зеркала;

Схема предложения;

Две куклы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Занятия по темам : 1) формирование фонематического восприятия;

2) формирование навыка фонематического анализа и синтеза;

3) относительные прилагательные;

4) существительные родительного падежа единственного числа;

5) предлог НА;

6) предложение.

Фонетико-фонематические игры, игры с буквами .

Ход ЗАНЯТИЯ

Орг. момент. Дети заходят в кабинет и встают около своих мест.

Л. Ребята, давайте с вами вспомним сказку про Белоснежку и семь гномов.

Я буду говорить вам про гномика, а вы должны будете изобразить его.

(Детям предлагается изобразить грустного гномика, хмурого, веселого,

злого, ленивого, работящего, серьезного).

Л. Какой первый звук в слове гном ?

(Дети называют звук . После этого дети садятся на свои места.)

Сообщение темы занятия .

Л. Сегодня мы вспомним нам уже знакомый звук Г , поиграем с ним и узнаем

еще кое - что новое о нем.

Работа с индивидуальными зеркалами, обозначение звука символами .

Характеристика звука . Работа с индивидуальными зеркалами.

Л. Ребята, нас услышал еще один гном – гном Грамотей и решил к нам

прийти. Но пришел он не с пустыми руками. Он принес свою сумочку с

обозначениями и символами, чтобы нам помочь. Давайте воспользуемся

помощью нашего гостя.

(Дети самостоятельно достают соответствующие теме занятия символы и

обозначения и прикрепляют их на панно.)

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук в ладоши » Детям предлагается прослушать ряд звуков ,

слогов, слов и хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук Г .

Проговаривание цепочек слов :

Гуси – гараж – гантели – графин – группа .

Л. Какой первый звук во всех этих словах ? Какое первое слово в ряду? Какое

последнее?

Добавление к целому слову первого звука Г .

Л. Какое слово получится?

Розы, Лина, рад, речка.

Динамическая пауза.

Грач качался в гамаке - наклоны в стороны.

Гуси в волнах на реке - наклоны вперед – назад.

Мимо голуби летели - взмахи руками.

И на веточку присели - приседание.

Веточка качается - покачивание руками

Красиво получается.

Звук Г "

Л. Ребята, отгадайте загадку :

С Чебурашкой дружит он,

Добрый и зеленый.

Знают дети непременно

Крокодила по имени… (Гена)

Какой звук мы слышим в начале слова Гена?

Каким цветом нам нужно его обозначить?

(Дети выставляют на панно символ и обозначение звука Г " ).

Характеристика звука Г " .

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук в ладоши »

Повторение цепочек слов :

Гиря - гитара - герой - гигант - гений.

Л. Значение слов всем понятно?

Какой общий звук во всех этих словах ?

Проговаривание чистоговорки.

Ги – ги – ги – Машенька беги.

Ги – ги - ги – мы ели пироги.

Дифференциация [ Г ] - [ Г " ]

Выставляются две куклы. В руках у них синяя и зеленая сумочки.

Л. К нам в гости пришли две девочки Галя и Герда. Сегодня у них день

рождения. Давайте подарим им подарки. Нам в этом поможет наш гном

Грамотей . Посмотрите он принес нам чудо-ромашку. С ее помощью мы

быстро справимся с этой задачей. Гале мы будем дарить подарки в

названии которых есть звук Г , а Герде в названии которых есть звук Г "

Закрепление навыка речевого дыхания.

(Дети по очереди подходят к ромашке и дуют на нее. Выпавшие

картинки они должны подарить Герде и Гале соответственно.)

Знакомство с буквой Г

Л. Грамотей принес нам фотографию нашего звука Г

(Выставляется карточка с изображением буквы Г )

Л. На что похожа буква Г ?

Рисование буквы в воздухе ;

Изображение буквы рукой .

Печатание буквы в тетрадях .

Выкладывание буквы из различного материала.

Л. Ребята, сейчас нам снова поможет наша чудо-ромашка.

(На панно расположены буквы Г разных цветов . Дети с помощью

дыхательных упражнений сами выбирают материал из которого будут

выкладывать букву .)

Фонематический анализ слогов.

Работа в тетрадях.

Работа над предложением.

Детям предлагается посмотреть на схему предложения с предлогом НА.

Л. Что это? Как вы догадались, что это предложение? Сколько слов в

предложении? Подберите предложения к данной схеме.

(Дети придумывают предложения к схеме)

Л. А теперь замените первый звук в первых словах вашего предложения на

звук Г . Понятен ли вам смысл сказанного? (Нет) Это значит, что каждому

звуку при произнесении слов свое место.

Итог занятия .

Л. Проверка полученных знаний по звукобуквенным домикам .

Конспект урока

по обучению грамоте.

Тема урока: Звуки [ Г] –[ Г ]. Буква Гг

Цель: познакомить с согласными звуками [г] – [г] и буквой Г г; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; закрепить произношение звука в словах, слогах, предложениях; формировать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, читать плавно по слогам с опорой на ударение; развивать речь учащихся, обогащать словарный состав; развивать фонематический слух, внимание, умение работать в парах, группах; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению русского языка.

Целепологание (УУД):

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Пед. технологии: здоровье-сберегающая, информационная, игровая, дифференцированная, пед. сотрудничества.

Планируемые результаты: познакомить с согласными звуками [г] – [г] и буквой Г г , уметь применять полученные знания на практике.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

Мы продолжаем с вами путешествовать по замечательной и интересной стране Знаний. Как вы думаете, для чего вы изучаете буквы?

Зачем это надо?

Я надеюсь, что и сегодняшний урок вам понравится, и вы узнаете для себя что-то новое. Посмотрите вокруг. Что необычного в классе, на доске? О чём это говорит?

(Д. -Об осени)

Да мы сегодня отправимся на экскурсию по осеннему лесу. А какие правила надо соблюдать в лесу? А чтобы у нас всё получилось, как вы думаете, что для этого нужно? (Д. – Работать дружно, быстро. Участвовать в выполнении всех заданий. Внимательно выслушивать друг друга, не спорить, помогать друг другу.) Мотивация к деятельности.

2.Актуализация знаний.

Работа с лентой букв.

Посмотрите на ленту букв. Сколько букв мы уже изучили! (Д. –Перечисляют.

А почему буквы окрашены разным цветом. (Д.- есть гласные и согласные буквы.)

А звуки? (Д. – На гласные и согласные)

А чем отличаются гласные звуки от согласных? (Д.-Гласные поются, а согласные шумят, свистят. А ещё согласный звук может быть звонким или глухим; твердым или мягким)

А от чего зависит мягкость или твердость согл. звука? (Д.-От стоящего рядом гласного звука).

Когда буква Я обозначает 2 звука, а когда указывает на мягкость согласного? (Д. – Когда стоит вначале слова, после гласной-2 звука, в середине слова после согласной -1).

3 Проверка домашнего задания.

Ребята, подготовку к сегоднешнему уроку вы начали уже вчера. В домашнем задании вы должны были соотнести названия птиц и рисунок. Проверим!

(К доске по одному выходят ученики выполняют задание)

СЛАЙД №3

(утка- улетает в теплые края, дятел, гусь- улетает на юг, ворона, снегирь- зимующая и кочующая птица)

А каких птиц вы знаете? Какую пользу приносят птицы? Что происходит в жизни птиц осенью?

(Д.-Они готовятся к зиме, улетают на юг)

Какие птицы зимующие? Какие улетают на юг?

4 . Тема урока

А как кричат гуси,когда клином улетают на юг? (Д. -ГА-га-га)

СЛАЙД № 4

Читает учитель:

ГА-ГА-ГА, гогочет гусь,-

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу не нагляжусь.

Ребята, какой новый звук вы услышали? (Д. –Звук г)

Так чему будет посвящён наш урок? (Д.- Познакомимся с буквой Г,с новыми звуками (Г),(Г»).Чтение слогов и слов с новой буквой.) Актуализация знаний) Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

5.- Продолжаем нашу осеннюю прогулку.

- А сейчас послушайте и отгадайте загадку.

Кто сидят на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встали шапка из травы

Нет под шапкой головы? (грибы)

СЛАЙД №5

Произнесем слово грибы еще раз.

Назовите первый слог (гри-).

Назовите второй слог (-бы).

Какой слог ударный? (второй)

Назовите первый звук первого слога?(Д.-Г)

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий? (Д.- Твердый)

Звук [Г] – Согласный, звонкий, твердый.

- А сейчас послушайте и отгадайте ещё одну загадку:

Железная птичка
Снесла яичко,
Яичко из гнезда
Не взять без труда.
Тяжело яйцо,
В яйце - кольцо,
За кольцо возьмёшь -
Яйцо унесёшь.
Гиря- спортивный снаряд для спортсменов

Молодцы!

СЛАЙД № 6

Произнесем слово гиря еще раз.

Сколько слогов в слове? (Д.-два)

Назовите первый слог (ги-).

Назовите второй слог (-ря).

Какой слог ударный? (первый-ги-)

Назовите первый звук первого слога?(Д.-Г»)

Произнесем этот звук 3 раза. Какой он? Гласный или согласный? (Д.-Согласный) Почему? Ещё какой??

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий? (Д.- мягкий)-Почему?

Звук [Г] – Согласный, звонкий, мягкий.

Что можем сказать о нов. звуках?

А сейчас внимательно посмотрите на схемы и найдите схему, которая подходит к слову грибы. Соедините схему и слово. Докажите свой выбор! Личностные УУД.

СЛАЙД №7

Найдите схему, которая подходит к слову гиря. Соедините схему и слово. Докажите свой выбор! Личностные УУД.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

И на шесть тихо сесть.

Молодцы!

6.Закрепление о звуках.

Игра « Твёрдый и мягкий звук». Личностные УУД.

(фронтальная проверка)

Если в слове есть звуки[ г- твердый] - хлопаете в ладоши, если звук –[ г- мягкий] – тишина.

Глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара, гиря, гуси.

Дифференциация звуков [г] -[г] .

Игра « Собери конверт».

Работа в парах. (Взаимопроверка)

СЛАЙД № 8

Разложить картинки по группам. Картинки, в названиях которых звук [г -твердый]-собирает ученик I варианта в конверт, со звуком [Г- мягкий ] – II

варианта в конверт. (Картинки: гриб, груша, снеговик, гиря, гитара, круги)

Проверили друг друга.

Проверка у доски. (2 ученика у доски)

7.Знакомство с буквой[ Г].

Учитель достает шкатулку с буквой.

Ты шкатулка открывайся,

Открывайся побыстрей

Познакомь нас с новой буквой

Постарайся для друзей!

Согласные звуки [Г ]– [Г] на письме обозначаются буквой Г.

СЛАЙД №9

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге!

А что обозначает слово кочерга?

Расскажет нам ученик.

Кочерга - чугунная или стальная изогнутая палка для засовывания и поворачивания дров и угля в печке.(словарь Ожегова)

Из каких элементов состоит буква? (Из 2-х палочек.)

Постройте букву из карандашей.(Работа в парах)

8.Чтение слогов

СЛАЙД №.10

ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЕ, ГЯ ГЫ

Назовите слоги в которых буква Г обозначает мягкий звук? Твердый звук? Личностные УУД.

9) Работа с чистоговорками.

СЛАЙД № 11

Сначала читаете про себя.

Га – га – га – начинается игра.- 1 ряд

Ги – ги – ги – испекли мы пироги. -2 ряд

Гу – гу – гу – мы сидим на берегу. – 3 ряд

Чтение скороговорок хором по рядам.

10. Физминутка

Галя шла, шла, шла.

Белый гриб нашла.
Раз – грибок, два – грибок.
Положила в кузовок.

(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны). -2-3 раза

Что она собирала в лесу? (Грибы).

Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова).

Кузовок - это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).

СЛАЙД № 12

11. Работа с учебником.

Чтение слов в столбиках самостоятельно.

Какую особенность заметили при чении слов? (Слова Галя, Гена написаны с заглавной буквы.)Почему? Объясните!

Чтение текста учеником. (с.119)

Беседа по содержанию.

Что собирала Галя и Гена? (грибы)

Сколько набрали грибов Галя и Гена? (много)

Как их можно назвать? (Грибники)?

Гриб- грибники- это какие слова? (Родственные)

Какие грибы нашла Галя? (боровики) Гена? (поганки).

Что вы можете сказать про эти грибы? (Д.-Есть съедобные грибы, а есть несъедобные)Молодцы!!

Чтение текста еще раз. (цепочкой по предложению)

Тест (смотри время)

№1 Б А И С У Н О Г Д

№2 А О Е Ы И Я

№3 гена грибы ГАЛЯ

1.Обведи согласные буквы.

2.Подчеркни хитрые гласные.

3.Найди ошибку.

12. Итог урока. Что мы сегодня узнали? Понравился ли вам урок? Благодаря чему? (Д. –Работали дружно, быстро и т.д.)

Что именно? Как вы себя сегодня чувствовали на уроке? Как вы думаете, а как вы работали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать родителям, друзьям?

Рефлексия.

СЛАЙД №13

гриб боровик : - означает,что ученик работал быстро,правильно, самостоятельно; Личностные УУД.

Осенний листочек - правильно, но с помощью товарищей; Личностные УУД.

Мухомор – работал, но допустил ошибки. Личностные УУД.

Наполним нашу корзину. (дети прикрепляют магнитами свои оценки)

Урок закончен.Молодцы!

Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звук [г] , знакомство с буквой Г »

Программное содержание : закреплять правильное произношение звука [г] в речи , продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах , совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова , продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование : предметные картинки со звуком [г] и без него (огурец, глаза, арбуз, гуси, грабли, гвоздь, гриб, буква Г , схемы для определения позиции звука в словах , фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

I. Организационный момент.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, которые начинаются на гласный звук , а затем те, которые назовут слова на согласный звук .

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных.

II. Основной этап.

1. Сообщение темы. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках .

Красные лапки

Щиплят за пятки

Беги без оглядки.

(гуси)

Ревнул черный вол –

За сто речек, за сто сел.

(гром)

Зубастые, а не кусаются.

(грабли)

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки.

(гвоздь)

Стоит Антошка

На одной ножке.

(гриб)

Дети определяют, что первый звук в этих словах [г] . (правильно) . Сегодня мы познакомимся со звуком [г] и научимся его четко произносить.

2. Работа со звуками .

Произнесение звука [г] . Характеристика артикуляции звука [г] :

- Звук [г] - согласный , твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука .

3. Развитие фонематического слуха.

Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г] , поднимите синюю фишку.

га, ха, па, гы, ты, мы, го, по, но, гу, ту, пу….

4. Произнесение звука [г] в словах .

Скажите слова наоборот. Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г] .

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Хорошо справились с заданием.

5. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [г] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове . Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей озвучивает, что получилось. (огурец, глаза, арбуз) .

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

7. Произношение звука [г] во фразе .

Повторяйте за мной читстоговорки.

ГА-ГА-ГА - Острые рога.

ГА – ГА – ГА – У козы рога

ГУ-ГУ-ГУ - Мыть посуду не могу.

ГА-ГА-ГА - На небе радуга.

ГУ-ГУ-ГУ - Гуси на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ - Гуляем на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ–Там ромашка на лугу,

ГУ-ГУ-ГУ - Снеговик в снегу.

8. Развитие связной речи.

Закончи предложение словами на звук [г] :

На улице играет …. (Гармонь)

Папа читает (Газету)

Во дворе гогочет…. (Гусь)

У девочки голубые (Глаза)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

Лодки по морю плывут

Люди веслами … (гребут)

9. Обучение элементам грамоты .

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем . Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [г] на письме – с буквой Г . Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки) .

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя ,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок !

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г .

Не гусь, не галка буква Г ,

А цапля на одной ноге.

Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г» .

Попробуем нарисовать ее глазами.

10. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

11. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.

Чтобы нам запомнить букву «Г» , давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.

12. Чтение слогов с буквой «Г» по карточкам. - Напоминаю вам, что буквы мы видим , пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

Печатание слогов по образцу на карточках.

Списывание одного предложения на выбор с карточки.

Итог НОД.

С какой буквой мы сегодня познакомились ?

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Тема: “Буквы Г, г. Звуки [Г], [Г’]”.

Тип: изучение нового материала

Технология: на ситуативной (игровой) основе

Цель: сформировать понятие о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’].

1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]

2. Формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображениями грибов, слогов, букв, слоговая таблица, магнитофон, таблица “Алфавит”.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
  3. Постановка темы, целей и задач урока.
  4. Работа с новым материалом.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление нового материала.
  7. Отработка навыков чтения.
  8. Упражнения в составлении схем слов.
  9. Итог урока.
  10. Оценивание.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Итак, мы начинаем наш урок.

2 . Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

/таблица “Алфавит”/

Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л.

Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.

Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.

Когда они могут обозначать два звука? - когда стоят в начале слова, после гласной буквы.

Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.

Сегодня мы с вами сможем прибавить к этому ряду еще одну букву.

3. Постановка темы, целей и задач урока

/звучит музыка/

Ребята, что это?

Давайте-ка посмотрим, кто к нам пришел.

(появляется гном, конверт)

Посмотрим, что там в конверте?

Текст: Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице? Что в пословице называют Егорками?

(Загадка, если не догадались: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.)

Где выросли грибы?

Какой звук повторяется?

Кто догадался, на какую новую букву он указывает?

Кто знает, как она выглядит? Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н./

Конечно же, это новая буква Г. (показываю)

/из конверта появляется буква и картинки – гантели и гири/.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с буквой Г и звуками, которые она обозначает.

4. Работа с новым материалом

Игра “На что похожа буква”? /

Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/

Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /

Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.

Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)

Что вы еще можете сказать об этой букве? Какой звук она обозначает? (звонкий)

Посмотрите внимательно на картинки.

Как вы думаете, для чего гном принес две картинки?

/ показываю магнитные пластины с этими словами./

Какой звук стоит в начале слова – гуси? [ Г]

Как мы его произносим? (твердо)

Какой звук стоит в начале слова – гири? [Г’]

Как мы его произносим? (мягко)

Какие звуки обозначает буква Г? – [Г], [Г’].

Итак, давайте вспомним все, о чем мы узнали - буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [к], обозначает звуки - [Г], [Г’].

5. Физминутка

Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.

6. Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником

Вот мы и оказались на сказочной полянке, что вы видите перед собой?

(грибы, ягоды)

Какие грибы вам знакомы?

/белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь/.

(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком. Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)

Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.

Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?

Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

Найдите схемы слов, какие слова к ним подходят, почему? (грибы, круги).

Чтение слогов, слов. Хорошо читающие ученики.

7. Отработка навыков чтения

Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте прочитаем и разберем пословицы. За хорошие ответы я буду давать жетончики – ягодки и грибочки.

Чтение текста.

О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?

Какие грибы собрала Галя?

Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/

Очень много жетончиков заработали ребята, мы продолжаем работать дальше.

8. Упражнения в составлении схем слов

Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [Г] или [Г’]?

Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)

С какой буквы мы их напишем? Почему?

Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)

Сколько слогов в слове? 2

Назовите слоги – слияния.

Куда падает ударение? 1 слог

Первый звук [Г]- согласный, звонкий, твердый.

Второй звук [А] – гласный, ударный.

Третий звук [Л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.

Последний звук [А]– гласный, безударный.

Гена. Сколько слогов в слове? 2

Назовите слоги- слияния.

Куда падает ударение?1 слог.

Первый звук [Г ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?

Второй звук - [Э] – гласный, ударный.

Третий звук – [Н] – согласный, всегда звонкий, твердый.

Последний звук – [А]- гласный, безударный.

Что вы заметили? Встретили звуки [Г] и [Г’].

9. Итог урока

С какой новой буквой познакомились?

Что вы можете о ней рассказать?

Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].

Согласная, звонкая, имеет пару, глухую букву К.

Какие звуки обозначает буква Г?

На следующем уроке мы будем учиться писать букву Г - прописную.

10. Оценивание

Отмечаю, что получилось лучше всего, говорим об удачных ответах, жетончиках, спрашиваю, как себя оценили сами дети.