Игры для развития речи. Конспект урока логопедической коррекции на тему "предлоги" Я вышел за ворота, а мороз

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям окружающей их жизни имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы стоит на пути индивидуализированного, дифференцированного и поэтапного коррекционного подхода к таким детям в детском саду и в школе.Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в несогласованности развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи до старших классов.

Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики является наименее изученной. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей.

У большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений.Зрительно-пространственные психические функции носят сложный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с переработкой информации поступающей от зрительных, слуховых и кожно-тактильных нервных окончаний, используемых для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве.

Степень выраженности этой несформированности различна и не всегда соответствует тяжести двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях -- в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с недоразвитием речи.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Целью коррекционно-логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении и включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется необходимостью практического усвоения более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.

В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);

2) Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по дороге, к дому, к машине и т.д.;

3) Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Например: ставит на стол, кладёт на стол, под стол, за стол.;

4) Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. Например: лежит закнигой, перед книгой;

5) Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета (лежит на столе).

Из этих примеров видно, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение (кладет на стол, но лежит на столе). Исходя из этого, при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.

В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения. Потом постепенно включаются существительные других склонений.

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов.После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

На начальном этапе работы с предлогами можно использовать следующие виды заданий.

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия.

Работа проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Например:

1. Логопед дает детям «усеченное» задание:

Положи кружок... стол, а грибок... стул.

И спрашивает:

Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: «положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.

Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие «маленькие» слова надо изменить?

Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш и т.д.), предложить самостоятельно продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из «маленьких» слов - НА, ПОД. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.

Наиболее перспективным в работе по формированию предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Участвуя в играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам. В логопедических играх часто встречаются незнакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих случаях требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.), что приводит к хорошим, стабильным результатам коррекции.

Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь для ребенка важно понять, что предлог - хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

Планомерная и систематическая работа по формированию предложно-падежных конструкций с детьми помогает скорректировать грамматический строй речи, развить монологическую речь детей, формирует предпосылки для успешного обучения в школе.

Литература:

1. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.

2. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.

5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. - СПб, 1999.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Спб, 2001.

Светлана Князева
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.

Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов , они не выделяют их как отдельные слова. У детей часто возникают проблемы с описанием какого-либо предмета в пространстве . Когда сказать «на» , а когда «над» ? Где «за» , а где «перед» ? Дети боятся ошибиться и боятся использовать предлоги в своей речи . Так же они часто путаются в использовании предлогов «в» и «на» : «Папа пошел в завод» , «Мама работает на магазине » , «Солнышко спряталось тучу» .

Работая над предлогами , логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи :

1. Сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов ;

2. Сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог , т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога ) ;

4. Научить детей правильно употреблять предлоги ;

5. Дифференцировать предлоги : В – ИЗ, НАД – ПОД, ИЗ-ПОД – ИЗ, ИЗ-ЗА – ИЗ;

6. Анализировать предложение с пропущенным предлогом (определять количество слов в предложении , какой по счету предлог и т . д.);

7. Составлять предложение с предлогом по схеме .

Начиная работу над предлогами , логопед должен дать детям представление о том , что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова – предлоги . Чтобы проверить это, логопед раздает детям небольшие предметы (например, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол , в стол и т. д. Затем дается такое же задание, не употребляя предлога : «Положите кубики стол» . Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет , поскольку не было названо маленькое, но очень важное слово – предлог .

Логопед объясняет детям, что эти маленькие слова – предлоги помогают нам понять , где находится предмет , поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение . Каждое маленькое слово – предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание положить предмет на стол , на книжку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху , на поверхности чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов .

На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог » . Большое внимание уделяется демонстрации действий, прослушивание детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.

Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости то усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее усвоение материала проводится на индивидуальных занятиях.

Список используемой литературы :

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. – организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., «Просвещение » , 1991г

2. Новикова Е. В. – Секреты предлогов и падежей . – М., «Гном и Д» , 2007г

3. Новиковская О. А. – Логопедическая грамматика. – С-пб., «Корона – принт» , 2004г.

Публикации по теме:

Диагностика пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта. Коррекционная работа на уроках математики При работе с умственно отсталыми детьми, все специалисты сталкиваются с практически полным отсутствием у них пространственных представлений.

Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи Дидактическая игра представляет.

Дидактическая игра «Лесная прогулка». Цель: развивать пространственное представление о направлениях, закрепить знание понятий слева, справа,.

Формирование предметно-пространственных представлений «За грибами в лес пойдём» в средней группе Конспект занятия по математическому развитию в средней группе Тема: «За грибами в лес пойдем» 1. Игра «Времена года». 2. Пальчиковая игра.

Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта» В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даются.

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста 1. Представления о собственном теле. 1. «Право – лево» К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела.

Конспект НОД развитие представлений об окружающем мире и себя в подготовительной группе «Работа сердца» Образовательные: 1. Формировать представление детей о собственном теле, о назначении частей тела, понимания его красоты. 2. Познакомить.

Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей 5-7 лет»

Уважаемые родители! Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова) .

Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия) .

То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. » Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу) .

Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.

* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.

В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.)

Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла? » и др.

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

* Чай можно пить с конфетами

* С пирожными

* С сахаром

* С тортом

* С лимоном

* С вафлями

* С вареньем

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.) . «Из чего делают игрушки? » (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.

1. Игра «Что мы делали, не скажем… »

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

Мама вышла за дверь.

Папа положил газету на стол.

Бабушка налила чай в чашку. И т. д.

2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) .

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

Девочка налила воду в кувшин. - …

Мама положила яблоки на стол. -.

Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

Машина подъехала к магазину. - …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) .

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

Желаю Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся,

нуждающихся в длительном лечении

«Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

у учащихся 3-го класса школы VII вида.

учитель-логопед Медова Е.В.

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: Совершенствование навыка правописания слов с приставками и предлогами.

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о частях речи. Совершенствовать навык правописания слов с приставками и предлогами. Активизация словаря через умение образовывать слова при помощи приставок. Расширение семантического поля слов. Формирование связной речи.

Коррекционные: Развивать слуховое внимание и память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развитие различных операций мышления.Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии. Развитие действия самоконтроля. Формирование чувства уверенности в себе.

Оборудование: Классная доска, мел разного цвета,индивидуальные карточки по количеству учащихся.

Ход урока

I .Организационный момент

1.Дыхательная гимнастика. «Одуванчик» Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой: ф-ф-ф… .Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы лёгкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны. Упражнение выполняется несколько раз.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Д/И «Назови знакомые предлоги и приставки»

Д/И « Ответь на вопрос полным предложением».

Что такое предлог? Предлог-это слово, которое, как и другие слова пишутся отдельно от других слов.

Что такое приставка? Приставка это часть слова, которая пишется слитно с остальными частями

Как же не путать предлоги и приставки?

Предлог-это помощник слова обозначающего предмет, поэтому он может стоять только перед названием предмета в (окне) ,либо перед названием признака предмета(в открытом окне ) .

Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов: уехал, пришёл,

забежел…

Догадались, как будет звучать тема занятия

II. Основная часть

3.Уточнение темы занятия логопедом.

Сегодня мы закрепим наши знания и умения в правописании слов с приставками и предлогами.

И в этом нам поможет наш друг - это ЁЖИК. (Игрушка или картинка)

4.Подготовка рук к письму

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений массажными мячиками.

5.Запись числа и темы.

6.Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами.

Образование глаголов с помощью приставок.

Д/И «Кто больше» - подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками.

Лететь: улететь, прилететь и т.д.….

Лезть: залезть, перелезть и т.д…

Запишите в тетрадь. Выделить приставку, корень.

7.Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

Учащимся предлагается самим нарисовать иллюстрацию к предложенииию, где есть предлоги и приставки.

Муха влетела в окно.

Кошка слезла с дивана.

Кошка убегает от собаки и т.д..

8.Работа по индивидуальным карточкам. Приложение 1

Д/И «Разложи в два столбика».

Левый - слова с приставками.

Правый-слова с предлогами.

Выделите предлоги и приставки.

9.Упражнение на тренировку зрительного аппарата. Рисование глазами воображаемых предметов (цветок, солнышко, тучка, и т.д…)

10.Составление словосочетаний. Приложение 2

Составьте пары слов. В каждой паре употребите одинаковые предлоги приставки. Объясните правописание.

Образец: Плыл, река- поплыл по реке.

Запишите в тетрадь Выделите приставку и предлог..

11.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Это- правая рука,

Это -левая рука.

Справа - шумная дубрава.

Слева - быстрая река.

Обернулись мы и вот

Стало всё наоборот.

Слева- шумная дубрава.

Справа- быстрая река.

Неужели стала правой

Наша левая рука?

12.Графический диктант.

Записать графически предложения,рисуя вместо предлога V , а вместо приставки

Тропинка спускалась с горы.

Цветы подрезали под корень. и т. д…

13.Работа на уровне текста.

Помогите ёжику правильно записать стихотворение.

Прочитайте стихотворение.

Словарная работа. Уточнение значения слов:

Баржа, полуторка.

Сугробы снега вьюги (на мели, намели )

И у ворот как баржа (намели, на мели )

Полуторка стоит.

Ну и (за нос, занос ).

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит-и хвать меня (занос,за нос ).

Подберите подходящие по смыслу слова и запишите шуточное стихотворение.-Объясните правописание слов.

III. Итог занятия.

Чему учились? Как запишем слова с приставкой? Предлогом?

Рефлексия деятельности.

Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?

Охарактеризуйте свою работу на занятии.

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко» города Губкина Белгородской области

«Формирование навыков правильного употребления предлогов

у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

(материал из опыта работы)

учитель-логопед

Бодюл Т.А.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за).

2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.

3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.

4. Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

Система логопедической работы над предложно-падежными

Конструкциями

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.

Основная форма работы - логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки.

Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).

Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).

Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).

Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (

Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).

Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).

Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).

Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).

Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался отлисы).

Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).

Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).

Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).

Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).

Сложные предлоги.

Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).

Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).

Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).

Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).

Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
  • Дифференциация предлогов в устной речи детей.
  • Формирование звуковых грамматических обобщений.
  • Осознание словесного состава предложения

При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

1-я группа: в, из;

2-я группа: на, с (со);

3-я группа: над, под, между;

4-я группа: из, за, из-за;

5-я группа: из, под, из-под;

6-я группа: от, до, к:

7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;

8-я группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  • обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  • выяснение отношений между предметами на картинках;
  • построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  • усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

Игры с предлогами

1. Игры с кубиками.

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кубик мы кидать!

Ребёнок. На котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог «маленькое слово», и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1: Назови «маленькое слово». Придумай предложение, в котором будет это «маленькое слово»

Инструкция 2: Назови «маленькое слово». Найди картинку с предложением, в котором есть это «маленькое слово».

Варианты заданий могут быть разные

Действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой.

Действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предмета (по схеме); к картинке подобрать и показать на кубике схему.

Игра «Четыре картинки»

Эту игру можно проводить с одним ребёнком и небольшой группой детей.

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок; 4 большие карты с изображением схем предлогов; 16 маленьких карточек с сюжетными картинками; 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.

Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты и карточки с изображением схем предметов.

Ведущий справшивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берёт тот ребёнок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Игра «Умей найти своё место»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций; предлогов –наречий (справа, слева, впереди. позади)

Предлагается детям встать друг за другом. Уточняется место каждого ребёнка по отношению друг к другу. При этом используются слова: за. перед, впереди, между, сзади. Задаются вопросы: За кем ты стоишь?Перед кем? Впереди кого?

Игра «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами В,НА,С,ИЗ,ПОД, и различать их.

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра)

Ребёнок сначала называет предметы. Взрослый расставляет их на столе: посередине избушка, перед ней – садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает короткую историю, а ребёнок при этом договаривает предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: закрепление употребления и понимания предлогов.

Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребёнок, возвращая мяч, называет предложение. Например: Девочка, на… Девочка сидит на стуле.

Игра «С какого дерева листок – плод?»

Цель: учить пользоваться в речи предлогами С,У

Оборудование: большие картинки с изображением деревьев и маленькие картинки с изображением плодов, листьев, семян.

Взрослый показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Ребёнок говорит: (С берёзы, с клёна…) . Затем вместе ищут по листьям названное дерево по картинке.

Игра «Где находится предмет?»

Цель:

Дети рассматривают картинки и рассказывают, где находится предмет на каждой из картинок.

Игра «Найди, покажи, назови»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображённые внизу странички в рамочках. При этом показывая этот предмет ребёнок должен сказать, где он находится, употребляя предлоги: под,на,за,перед,около,между.

Педагог должен следить, чтобы дети использовали в речи полные предложения.

Игра «Куда положим предметы?»

Цель: учить детей обьединять предметы в пары находя общий признак и используя предлог В ; закреплять правильное употребление формы творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

Детям предлагается навести порядок на кухне. Всё надо разложить по местам. Дети составляют словосочетания с предлогом В (Хлеб в хлебницу…. Салат в салатницу. Затем педагог спрашивает: С чем хлебница если в ней хлеб? Дети отвечают: Хлебница с хлебом.

Игра «Аквариум»

Оборудование: большая картинка с изображением аквариума и 8 предметных картинок (золотая рыбка, склярия, меченосец, сомик, гупии, улитки).

Цель: расширение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи; использование в речи предлогов: на.по,в,под,за,из-за

Дети составляют предложения, при этом, выделяют «маленькие слова». Например: Улитка ползёт по травинке. Гупии спрятались под листом.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В

Оборудование: картинки с изображением животных и картинки с изображением жилья животных; бумажные домики.

Ребёнок получает картинки с изображением животных. Взрослый задаёт вопрос: «Кто, где живёт?» Ребёнок отвечает на вопрос. Правильностьответа подтверждается картинкой закрытой бумажным домиком.

Игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

Оборудование: макет поезда; вагончики на каждом из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.

В 1-й вагончик - картинки с предлогом из;

Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;

В 3-й вагончик – картинки с предлогом в.

Игра «Что без чего?»

Цель: закрепление конструкции родительного падежа с предлогом без; учить целостному восприятию предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов с недостающими элементами.

Детям предлагается картинка с изображением предметов, которые надо починить. Задаётся вопрос: «Что без чего?» (Например: Стул без ножки).

Игра «Бабушка и внук»

Цель: учить находить несоответствия составляя предложения по опорным картинкам подбирая нужный предлог в, на.

Взрослый детям рассказывает, как бабушка весь день прибирала. (В кашу – ложку, кошку на подушку, … Внук прибежал – всё разбросал.) Картинки раскладываются в разной последовательности. Дети исправляют ошибки подбирая парные картинки и составляют предложения используя предлоги в,на.

Игра «Времена года» - «Части суток»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогом перед, за.

Оборудование: картинки с изображением времён года и частей суток.

Взрослый предлагает разложить картинки друг за другом так как идут времена года; части суток и ответить на вопросы: Какое время года идёт за весной?... перед зимой?... Что за чем следует? (Например: За летом - осень.)

Игра «Помоги Незнайке подобрать нужный предлог»

Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Оборудование: картинка «Незнайки»; сюжетные картинки на предлоги.

Детям предлагается внимательно прослушать предложения, которые составил «Незнайка» , определить, какого «маленького слова» в нём не хватает? и исправить ошибки.

Игра «Весёлый повар»

Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ.

Детям предлагается отгадать из каких фруктов и ягод приготовил повар угощение. Дети отвечают из чего он сделал сок? Сварил варенье? Ребёнок отвечает на вопрос полным предложением выделяя голосом предлог ИЗ.

Игра «Из чего сделан предмет?»

Цель: учить правильно использовать в речи предлог Из

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос: «Из чего сделаны все эти предметы выделяя голосом маленькое слово - ИЗ.

Игра «Котёнок Тишка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА

Оборудование: у детей карты с изображением предметов мебели и маленького котёнка прикреплённого к карте тонкой ниткой.

Взрослый рассказывает детям о котёнке Тишке, который, когда все уходят на работу – он бегает по дому и шалит, залезая всюду где ему интересно. Детям предлагается рассказать: Куда мог прыгнуть шаловливый котёнок при этом передвигая котёнка на ниточке с одного предмета на другой.

Игра «Порхающая бабочка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогом НА; учить составлять предложения с предлогом НА; уточнить, что «маленькое слово» НА появляется тогда, когда предмет находиться наверху.

Оборудование: картинка с изображением цветов и бабочки прикреплённой ниткой к центру картинки.

Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, уточняет названия цветов. Предлагает поиграть с бабочкой, которая перелетает с цветка на цветок.

Игра «Строим забор на даче»

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных «маленьких слов» (предлогов) с опорой на предметную картинку.

Оборудование: предметная картинка, карточки в форме забора с названием предлогов.

Детям предлагается построить забор для дачи придумав предложения используя маленькие слова (предлоги) .

Игра «Найди детёныша»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У

Оборудование: картинки с изображением животных и их детёнышей. На картинках цветные дорожки со стрелочками, ведущими от взрослого животного к его детёнышу.

Взрослый сообщает детям о том, что случилось с животными – они потеряли своих детёнышей. Взрослый предлагает отыскать их по цветным дорожкам со стрелочками. При этом дети отвечают на вопрос: У кого кто? (У козы – козлёнок… У коровы – телёнок…).

Игра «Составь схему предложения»

Цель: закреплять умение составлять предложение с предлогом

Оборудование: сюжетные картинки; картинки больших и маленьких домиков.

Дети составляют предложения. Для схем используют большие домики – это слова, маленькие домики – это предлоги.

Игра «Покажи схему»

Оборудование: карточки со схемами предлогов.

Взрослый называет предложения с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

Например:

Ищет вещи Маша, Маша – растеряша

Их НА стуле нет,

И ПОД стулом нет,

НА кровати нет,

ПОД кроватью нет.

Вот какая Маша – Маша-растеряша.

Игра «Зашифруй предложение»

Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом. Уточнить, что предлоги пишутся отдельно.

Игра «Соедини картинку с предлогом»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Оборудование: у детей карта с предметными картинками в центре предлоги и стрелочки ведущие от предлога к картинкам.

Игра «Маленькие слова»

Цель: закреплять умение составлять предложение с опорой на предметные картинки и схему предлога. Уточнить, что предлоги служат для связи слов в предложении.

Игра «Скажи где?»

Цель: учить рассматривать картинки и отвечать на вопросы, поставленные в стихотворении.

Взрослый читает стихотворение и спрашивает: «Скажи где?» (по отношению к дому или машине) находится каждый сказочный герой.

Например: Вот машина,

Кто в машине,

Что под ней

И что над ней?

Игра «Будь внимательным»

Цель: учить дифференцировать предлоги различая их на слух.

Дети хлопают в ладоши услышав заданный предлог. Например:

детям предлагается хлопками выделить предлог ИЗ-ПОД

Тишка маму напугал из-под вешалки в углу

Очень часто вылезал из-под маленькой кроватки

Из-под кресла на полу С кем же он играет в прятки?

Игра «Слова заблудились стихи не получились»

Цель: учить вслушиваться в речь и правильно использовать предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении.

Дети слушают предложения и исправляют ошибки подбирая подходящий предлог.

Например: У стены стоит картина,

А под нею спит корзина

На стене клубок висит,

Кошка на клубке лежит.

Что-то перепутал я – Помогите мне друзья.

На стене висит картина

А под ней стоит корзина

В той корзине кошка спит

Рядом с ней клубок лежит.

Вот теперь порядок полный.

Ждёт всех нас пирог огромный.

Игра «Вопросы – ответы»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Взрослый бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос – дети отвечают правильно используя предлоги в речи.

Например:

За что можно спрятаться? (за штору, за дверь…)

Куда можно спрятаться?

Откуда мы возьмём ручку, если она на столе? (со стола)

Откуда мы достанем ручку, если она упала под стол? (из-под стола)

Откуда мы достанем мяч, если он закатился под шкаф?

Откуда выедет машина, если она остановилась за углом? (из-за угла)

Игра «Нелепицы»

Цель: уточнить и закрепить что предлоги служат для связи слов в предложении.

Дети исправляют предложения вставляя по смыслу нужный предлог.

Предложения:

Под столом портрет, над столом табурет.

На кровати светильник, под кроватью будильник.

На кровати картина, под кроватью – Ирина.

Игра «Кто на чём едет?»

Цель: учить детей употреблять предлог НА

Оборудование: картинки с изображением транспорта и животных

Дети получая картинки рассказывают –Кто на чём едет?

Задание усложняется когда дети определяют: Куда движется транспорт? (при этом они используют предлоги- наречия обозначающие пространственные отношения – (направо – налево).

Игра «Помощники»

Цель: учить детей дифференцированно употреблять предлоги активизируя внимание, слух и речь.

Оборудование: картинка с изображением шкафа и схемы предлогов: ПОД,ЗА,В,НА.

Детям предлагается помочь маме навести порядок дома.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом.

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу.

Уточняется: «Какие маленькие слова мы произносили?»

Дети: За,под, на,в.

Лог. «Как одним словом они называются?»

Дети: предлоги.

Для закрепления понимания пространственных предлогов используются цветные сюжетные картинки. Схемы предлогов.

При этом, обязательно уточняются значения предлогов.

Маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху.

Когда предмет находится под чем –нибудь появляется «маленькое слово» ПОД

- когда предмет находится Под чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог ИЗ-ПОД

- когда предмет находится на чём-нибудь и движется оттуда, появляется предлог С.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.