Почему в лирике А. Твардовского столь важное место занимает тема памяти (ЕГЭ по литературе)

Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:

Среди большой войны жестокой,

С чего, - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу, -

Восклицает он.

Больше всего поэту не хотелось бы, чтобы подвиг юного героя был предан забвению. Он называет Финскую войну незнаменитой, а убитого мальчишку - забытым.»

В стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» поэт пишет о том, как мучительно оставшиеся в живых вспоминают о погибших. И хотя война не выбирает жертву и не вернуться с нее может каждый боец, те, кому судьбой было уготовлено вернуться, всегда будут чувствовать непонятную вину перед теми, кто остался лежать на поле боя.

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

Я обращаю в каждом новом слове, -

Пишет поэт в стихотворении «В тот день, когда закончилась война». Поэт не бог: ему не дано воскресить ушедших героев, но он наделен иной силой. Он способен увековечить память о павших. Твардовский называет битву мировой, подчеркивая тем самым ее кровопролитный характер. Убитым не дано было увидеть радость победного дня. Однако те, кто встретили его, в это время почувствовали особую сопричастность с судьбами ушедших.

Тема памяти в лирике Твардовского достигает своего апогея в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от имени погибшего героя. Тело его не было похоронено по обычаям предков. Оно осталось лежать в том самом болоте, где встретил герой свою гибель в бою. Солдат ушел из жизни, даже не успев осознать этого.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна ни покрышки, -

Повествует он.

Разум погибшего героя словно растворяется в мире, в земле, в реке в облаке пыли. Ему даже не дано было узнать, взят ли город, за который шла кровопролитная битва. Однако последние его мысли устремлены к тем людям, во имя которых была принесена его жизнь в жертву:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

Твардовский подчеркивает, что каждый человек должен помнить о том, какой ценой был достигнут мир и покой на родной земле, свято беречь его и гордиться своей историей. Эпоха Великой Отечественной войны прочно уходит в прошлое. Все меньше и меньше живых ее свидетелей остается с нами. Однако благодаря поэзии А. Твардовского об этой войне будут помнить и через сотни лет, помнить с благодарностью и о тех, кто не вернулся с фронта домой, оставшись лежать на том самом месте, где погиб, о похороненных в братских могилах со скупыми звездочками вместо крестов. Поэзия, как и память людская, способна вечно жить во времени, прославляя бессмертный подвиг героев.

Тема исторической памяти в лирике В. Гадаева.

Тулкина Т. В., к.ф.н

Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет

имени Н. П. Огарева г. Саранск, Россия.

Огромное значение для становления личности, формирования мировоззрения гражданина и патриота играет тот факт, насколько четко и правильно сформировалось в сознании молодого человека представление об основах культуры своего народа, насколько хорошо он знает процессы и события, определившие ход исторического становления и развития России. Поэтому историческая тема традиционно занимает в творчестве художников слова значительное место. Мотив исторических судеб страны объединяет целые пласты их творчества, объединяет прошлое и настоящее, указывает на неразрывную связь судьбы лирического героя с судьбой Родины.

Историческая память - своеобразный пантеон национальной идентичности. Она содержит знание об исторических битвах, судьбоносных событиях, жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей политики и науки, техники и искусства. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального Бытия. Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - преодоление времени, преодоление пространства. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память наше богатство» . А культурная память - необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам и патриотизма.

Однако процесс исторической памяти не означает механического повторения и воспроизведения прошлого, он отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений.

Писатели зачастую вносят весомый вклад в возвращение исторической памяти. Литературные произведения передают современникам представления о трагических страницах российской истории. Немалое значение имеет устная история, закрепленная в воспоминаниях участников событий. Их достоверность создает особый эмоциональный канал сопричастности к прошлому. Историческая память живет активной жизнью и не только воссоздает образы прошлого, но и вызывает широкий спектр эмоций - восхищения и поклонения, скорби и страдания, пренебрежения и скептицизма.

Поэтическая стезя В. Гадаева начинается от порога отчего дома. Прочный уклад жизни, основывающийся на нелёгком крестьянском труде, формировал устойчивый социально-психологический тип человека, который для будущего поэта воплотился в его родителях и близких людях, чьи образы навсегда запечатлелись в его нравственном сознании. И на протяжении всей своей творческой жизни В. Гадаев обращается к ним как к источнику чистой совести, как к путеводной звезде: Но чем дышу, о чём пою,/Я с детства полонен . Под его пером часто воскрешается память о самых близких и светлых людях: об отце, славившемся в округе великолепным мастерством валяльного дела, о матери - неутомимой хранительнице семейного очага, о деде - виртуозном портном:

Как ни казалось бы нам странно,

Мы в этом доме рождены.

Отечества нет без преданий,

Нет нового без старины.

И потому я буду помнить,

Куда бы жизнь ни позвала,

Семью, обычаи, законы,

Дом на окраине села .

Особую функцию в движении художественной мысли Гадаева выполняет мотив исторической памяти, посредством которого он обращается к культурной традиции как к собственному переживанию, своеобразной форме частного опыта, и в этом плане интересен цикл стихотворений, посвященный ярмарке: «Накануне ярмарки», «Ярмарка», «Возвращение с ярмарки», «На бывшей базарно-ярмарочной площади» и др. Ново-Троицк, родина поэта, издавна славился своими ярмарками, село, где жили лучшие мастера многих ремесел, славилось качественным товаром. Сюда в дни ярмарки съезжался народ со всех концов Мордовии. Это было событие, это был праздник, долгожданный и радостный. Ожидание чего-то необыкновенного, чудесного стремится передать поэт в стихотворении «Накануне ярмарки», эмоции трепещут, чувства обострены: Увидишь шаль иль красную рубаху,/Лицо ль мокшанки зноем полыхнет-/И встрепенётся, вспыхнет сердце, ахнет,/Таинственное что-то запоет .

Чтобы подчеркнуть, выделить это состояние души, показать, как ценно такое ожидание для человека деревни, поэт использует сочетание словесной анафоры с весьма оригинальными сравнениями:

Как тыквенные семечки с заслона

Сияет с небосклона Млечный Путь.

Как отдаленный наигрыш гармони,

Свет праздника переполняет грудь.

И яркими, образными, очень выразительными метафорами:

Вот-вот земля ударит петухами.

Вот-вот забрезжит свет над стороной.

Забьет, замашет ярмарка крылами

И выплеснется тучею цветной .

Долгожданный день ярмарки («Ярмарка») обрисован еще эмоциональнее, ярче, колоритнее, с употреблением восклицательных синтаксических конструкций, потому что ярмарка – это демонстрация богатств народа, его мастерства, плодородия земли, результатов труда человека:

Ярмарка! Утра рань.

Синяя, красная ткань,

И половодье цветов.

Радуй, звени, весели,

Песня щедрой земли!

Нынче в родной стороне

Как ты созвучна мне! .

Ярмарка – всенародный праздник, он собирал множество людей, на ярмарку стекались жители многих деревень Мордовии. Характерно, что поэт родной край органично воспринимает как русско-мордовское пространство, на котором общей историей и судьбой как «таинством магнита» скреплены народы. Буйство чувств, буйство красок – это и есть деревенская ярмарка:

Словно сто речек в море,

С дальних дорог и взгорьев,

С ближних приречных широт

Волжский окрестный народ

Шумно вливается в площадь! .

Всю свою глубокую любовь к родному краю, своему селу, своему народу поэт выразил в окказиональном, ярком эпитете: «Край ты мой, край знойнолицый!». Лирический герой с любовью и теплотой наблюдает за красками и запахами дня, за окончанием веселья и торга. Ему радостно видеть умиротворённую красоту своего края, исполненного поэтичности - даже корова для него – «как рыжий стог в закате дня» [Гадаев 1980: 14].

И как завершающий, печальный аккорд-воспоминание о крае «знойнолицем», ярмарочном звучит позднее стихотворение Гадаева «Ночь в Ново-Троицке»: Как ярко было в юности далёкой!

Как верилось и плакалось светло!

И даже ночью от мечты высокой

Во мне сияло красочно село.

……………………………………..

Дол оглашал в ночах передбазарных,

Как коростель, тележный скрип колес.

Ремесленникам, мастерам кустарным

Всегда, всегда неплохо тут жилось

В. Гадаев нередко обращается к исторической памяти. Сёла мордовского края для поэта – это наше достояние, наша история, здесь, на мордовской земле, выросли великие люди, писатель хочет, чтобы об этом помнили. Например, в стихотворении «Старое Акшино» он рисует образ Н.П. Огарева. Поэту дорог и близок «знаменитый бунтарь», и село, где он бывал, становится особенным – ведь здесь хранится народная память о знаменитом земляке:

по этой дороге

Ездил, ходил, размышлял в тишине,

С палкой ореховой, смуглый, нестрогий.

Тот, кто не барином видится мне.

Тот, кто с Герценом в «Колокол» бухал,

В уши России набатно гремел .

Но не только деревни, села и города Мордовии в центре внимания поэта, он живо интересуется людьми своей республики, вглядывается в их жизнь, любуется их красотой, характерами, поступками. Особое внимание поэт уделяет мордовским женщинам. У него есть множество стихотворений, в которых основным является обобщённый образ мордовочки. У него в крови вера в общность судеб многонационального народа, неподдельная искренность и сердечная открытость по отношению к мордве. Ведь не будь всего этого, ему никогда не удалось бы создать такой лирический шедевр как стихотворение «Мордовки из села Лемдяй». Оно покоряет великолепным знанием предмета описания, чувством восторга, блеском поэтического слога, атмосферой душевной свободы. Читая это стихотворение, представляешь В.Гадаева не только искусным мастером слова, но и умелым живописцем, насколько красочно и выразительно он рисует праздничных мокшанок:

В кокошниках и платьях красных –

От них хоть спичку зажигай! –

Румянощекие, как праздник,

Мордовки из села Лемдяй.

Хоть на дороге в воскресенье,

Хоть на базаре их встречай.

Необъяснимое волненье –

Мордовки из села Лемдяй.

………………………………

Но в красных платьях неизменно

Мордовки из села Лемдяй .

Красный цвет в одежде, украшениях является символичным при создании образа мордовочки. Постоянство цвета – это дань традиции, дань национальным обычаям:

Какие ткани в магазинах,

На вкус любую выбирай.

Но чтят обычай свой старинный

Мордовки из села Лемдяй .

По мнению поэта, именно в этом сила мордовских женщин, сила их привлекательности и красоты, сила их тепла и жизненной мощи:

Бывает всякое в их жизни:

Печаль и радость. Примечай.

И хорошо, что есть в отчизне

Мордовки из села Лемдяй .

От начала и до конца стихотворения слышится восторг, непосредственное любование неповторимой женской красотой, чему способствует удачно выбранный стихотворный размер: четырёхстопный ямб в сочетании с пиррихием и изобилие красочных эпитетов.

Мотивы стихотворения «Мордовки из села Лемдяй», и те же теплые чувства, то же искреннее любование находят яркое воплощение в другом произведении поэта - «Мокшанка», в центре которого стоит яркая фигура мокшанки:

Шамурвай - малиновое пламя.

А на поясе - гляди, народ!-

Погремушка с алыми кистями.

Снег хрустит. Красавица идет.

Где такие бусы отливали,

Полумесяцем что на груди?

А нулу в Саранске, видно, ткали?

Нитей жар – зиме не остудить .

Много стихов посвящает писатель родной стране. В объёмном произведении «Мчит меня поезд по русской земле» поэт с новой силой живописует красоту просторов России, обращается к ее прошлому, к теме преемственности поколений, подвига народа, когда со всех сторон отечеству угрожали враги:

Мчит меня поезд по русской земле.

Ветер порывистый с запахом ягод

Еду я день, еду два, еду три

Мама моя! Ни конца и ни края.

…………………………………….

Дым перелесков, деревни, поля,

И на стоянках старушки с картошкой.

Здравствуй, о здравствуй, большая земля!

Горе моё ты развей хоть немножко.

……………………………………

Скачут на Русь мою бесы степей-

Гзак и Кончак - половецкие ханы

Ночь опустилась над русской землей.

Клики гортанные, клики чужие.

Всю затопили ее темнотой

Тучи татар и монголов Батыя.

О эти страшные черные дни,

Черные дни долгих черных столетий

Поэт перечисляет всех, кто пытался достичь господства над Россией:

Видятся снова чужие знамёна.

Лес треуголок. Французы идут.

Войско несметное Наполеона!

………………………………………

Сколько их было – нашествий, тревог!

Вижу – опять горизонт задымился.

Ломятся тыщи фашистских сапог .

Такое перечисление создает масштабную картину тех страданий, которые выпали на долю России и её народ, подчеркивает силу и мощь Руси, которая смогла все выдержать и выжить, сохранив всю свою ширь, красоту и великодушие, что и питает современного человека, вливает в него гармоничные, светлые чувства:

Здравствуй, о здравствуй, родная земля!

Как было тяжко тебе! Но жива ты.

Ягодный ветер колышет поля.

Вон на лугу праздник пёстрого стада.

…………………………………

С поезда прыгну на полном ходу.

Ой вы, поля! Луговые просторы!

Вон косари! Вон стога на виду!

Слышится песня далекого хора.

Вольно летит самолет в поднебесье.

И просветленно и властно во мне

С самых глубин пробуждается песня .

И, конечно же, нельзя не остановиться на теме Великой Отечественной войны, которой Гадаев уделяет много внимания в своём творчестве и отмечает, что сам он не был на войне, но боль людская понятна ему:

Хоть не был на войне, но в зале этом

Понятно мне молчание живых.

Горит огонь неугасимым светом -

То души павших в схватках боевых .

В этой связи он часто в свои стихотворения вносит свидетельства о войне через призму воспоминаний своих земляков, побывавших на войне. Многие подобные стихотворения становятся небольшими сюжетными повествованиями о той или иной семье, уклад жизни которой разрушила война:

И гнев, и боль… Поэма судит строго.

Она достойна рупора Земли.

Пусть каждый житель чувствует тревогу

И помнит, помнит: войны не прошли .

Таким образом, В. Гадаев через синтез лирико-биографического и социально–этического дал объемное изображение значимости исторической памяти для жизни человека, через портрет конкретно–индивидуального лирического героя, через его внутренний мир, его размышления приблизил судьбу отдельно взятого человека к судьбе родины, к судьбе народа.

Библиографический список

1. Гадаев, В. Вечная мельница: Стихи, поэмы / В. Гадаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 72 с.

2. Гадаев, В. Дума и судьба: Стихи и поэмы / В. Гадаев // Худож. Н.Зуев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. – 128 с.

3. Гадаев, В. Любви высокая звезда: Стихи и поэмы. / В. Гадаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-тво, 1983. – 92 с.

4. Гадаев В. Моё мироздание: стихотворения, баллады, притчи, поэмы / В.Гадаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 512с.

5. Лихачёв Д. С. Память истории священна / Д. С. Лихачёв.- М.: Правда, 1986.– 63 с.

Рубеж ХІХ-ХХ веков — время кризиса, социальных катастроф, исторического перелома. Поэтому в литературе данного периода актуализируется тема памяти. Память — это ощущение присутствия прошлого в настоящем, живое воплощение связи времен. Особенно глубоко осмыслено и философски воплощено судьбоносное значение памяти в поэзии А. Ахматовой. Память присутствует в поэзии А. Ахматовой в трех измерениях: как память сердца, память истории, память культуры. Память сердца — это память о пережитых чувствах, прежде всего о любви. Любовь в поэзии А. Ахматовой почему-то всегда несчастливая, неразделенная. Лирическая героиня А. Ахматовой помнит не только сами переживания, но и детали обстановки, случайно произнесенные слова. И мельчайшие подробности оказываются дороги душе, стремящейся сохранить все:

Как я заполнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! Затем, я то воздух был совсем не наги, А как подарок Божий, так чудесен…

Но в памяти живут не только любовные переживания. В цикле — Царское Село, где жили А. С. Пушкин, И, Ф, Анненский и другие известные поэты, располагало к тому, чтобы увидеть собственную жизнь и поэзию не отдельно, а в связи с исчезнувшим, но живым прошлым. Олицетворение этого живого прошлого — А. С. Пушкин:

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеет Еле слышный шелест шагов.

А. Ахматовой свойственно искать свои отражения в культуре прошлого. Кассандра, Дидона, Федра — вот далеко не полный перечень этих перевоплощений. Но надо иметь в виду, что это не маски, не актерство. Поэт — это тот, кто сопрягает, соединяет далеко отстоящие во времени события и судьбы живой тканью творческого духа. Так рождается ощущение исторической памяти, постигающей бег времени. Вег времени — главный символ ахматовской поэзии — череда разрушений и восстановлений. Чем безвыходнее, разрушительнее и губительнее ситуация, складывающаяся во времени, тем властительнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего и сохраняющего прошлое:

Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли, Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ, Одичалые розы пурпурным шиповником стали, А лицейские гимны все так же заздравно звучат.

Поэтическое слово у А. Ахматовой и есть воплощение памяти. Стихи — это живая связь времен и преодоление исторических переломов.

Тема памяти в поэзии Ахматовой

Другие сочинения по теме:

  1. О философской стороне лирики Анны Ахматовой, кажется, всерьез не писали. Между тем она представляет собой несомненный интерес. Взгляд Ахматовой на...
  2. В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в...
  3. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  4. Ощущение конкретного, почти телесного и плотского течения Времени — вообще характерная особенность художественного мировоззрения поздней Ахматовой. Она стала пристрастна к...
  5. Французский поэт Гийом Аполлинер, творчество которого ныне стало классикой, жил на грани девятнадцатого, «железного» века (по словам А. Блока), и...
  6. Искусство, в том числе и поэзия Великой Отечественной войны, было многообразным. Ахматова внесла в этот поэтический поток свою особую лирическую...
  7. Имя Ахматовой не раз ставили рядом с именем Пушкина. И в этом есть нечто парадоксальное. Об Ахматовой заговорили как о...
  8. Женская душа — всегда тайна. В ней водоворот чувств, эмоций. И не каждая женщина может их высказать до конца. Гениальной...
  9. Тема России в лирике А. А. Ахматовой Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ,...
  10. Цель: Рассказать о лирической героине А. Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в XX веке. Ход урока 1. Введение...
  11. Все чаще тревожное ощущение преобладало, отодвигая «веселые стихи» на периферию. Обращаясь к современникам, ушедшим в небытие, Ахматова констатировала: «Две войны,...
  12. Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город — одна из...
  13. Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что...
  14. «Поэма без героя» кончается на самом тяжелом времени войны. Воскресив в ее начальной главе далекий 1913 год, осознав и запечатлев,...
  15. Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К...
  16. За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок...
  17. Поэзия этого странного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или...
  18. А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в...
  19. Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает...
  20. Идея «Реквиема» А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить свое личное горе, иначе —...

Имя замечательного поэта А.Т. Твардовского принадлежит к числу наиболее любимых и популярных в нашей стране. В его творчестве нашли глубокое и правдивое отражение важные события в истории нашего государства. Они были полны драматизма, даже траге-дийности, порой сопряженной с ломкой в психологии людей, порой с подвигами во имя Родины, а порой - с тяжелыми уроками памяти.
Вехи истории страны, биографии народа становятся этапами личной и творческой судьбы Твардовского. Первое крупное произведение, которое принесло Твардовскому успех, - поэма «Страна Муравия» (1936 г.). В основу произведения положен сюжет, берущий нача-ло в народных сказках. Здесь нашли отражение события, разрушившие крестьянский ук-лад жизни, разорившие отеческий дом. Перед читателями развернулась картина трагиче-ского расставания России со своим прошлым, но за болью утрат сквозит надежда на со-хранение взлелеянной трудом земли. Однако жизнь берет свое. И на этой земле создается колхоз, открываются новые дали.
Начало произведения выдержано в подчеркнуто обобщенном, величавом былинном стиле. Автор использует существительные во множественном числе (деревня, версты, реки, зем-ля). Масштаб повествованию задан не только российский, но и вселенский: в центре зем-ли - человек и его поле (они образуют единое целое, как это свойственно мифологии, кре-стьянскому сознанию). Образ дороги, дали, издавна созвучный в русской литературе теме поисков смысла жизни, размышлениям о судьбе человека, народа, России в целом, в своем обобщенном значении использован и Твардовским. Отныне он станет сквозным образом творчества поэта.
В поэме «За далью - даль» - нашла воплощение поэтическая формула, которая вобрала в себя не только просторы родной страны, дали истории, памяти, судьбы, века, но и дали творчества, мысли. В произведении звучит призыв к другу-читателю «обретать и ведать» всё новые дали вместе с автором.
Тема памяти все чаще выносится Твардовским в заглавия произведений, написанных в 60-е годы. Так назван цикл стихов «Памяти матери». Так названа последняя поэма, увидев-шая свет лишь в конце 80-х годов, - «По праву памяти». Не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой - эти мотивы определяют драматическую на-пряженность и исповедальность произведений Твардовского.
Стихи, посвященные матери, скорбны и лиричны. Это плач по той, чья судьба сложилась так трудно, по той, которая дала жизнь, по той единственной, которую «до самой послед-ней разлуки» можно назвать мамой.
Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль…
Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, - в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» (1966 г.). Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рас-судка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта ви-на, в проявлениях совести, не склонной к беспамятству.
Нет сомнений, что лирический герой - ветеран войны. Но сама сбивчивость размышле-ний, сокровенность переживаний приближают к нему и молодых, тех, кто родился после войны. К ним не может быть отнесен упрек «не сумел сберечь», но троекратное «все же» и их совестью воспринимается как личное. И потому так велика сила лирического воздейст-вия этой поэтической миниатюры.
Лирическое «я» поэта здесь принимает на себя духовную тяжесть, не покидающую остав-шихся в живых фронтовиков:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - то старше, то моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Лирический герой Твардовского предстает перед нами в особой ипостаси. Умудренный жизнью человек запечатлел мир и себя на разных этапах судьбы. Мы встречаемся с уди-вительным феноменом: мотив скорби и отчаянья практически отсутствует у Твардовского. Напротив, на первый план выходит мотив памяти, и взору открывается несказанная зем-ная красота. Восхитительны, светлы и ярки стихи этого поэта о природе, в любое время года дарящей душе благодать.
В поздней лирике Твардовского царит атмосфера спокойствия, принятия общего мироуст-ройства, завершенности пути: здесь есть и мотивы приближающейся неизбежности, лич-ных и общественных невозвратимых утрат: «Посаженные дедом деревца…», «Все сроки крайни в этом мире…», «Есть имена и есть такие даты…», «Памяти Гагарина…». Творче-ское удивление и непосредственное соприкосновение личности с миром оберегают поэта от банальности, заставляют нас поверить в искренность каждого его слова.
В стихах Твардовского, при всей их мудрости, нет назидательности. Они рождаются из удивления перед миром, из непосредственного, личного соприкосновения с ним. В этом плане «творческие достижения» не могут закрыть дороги идущим рядом или шагающим вослед:
Нет ничего, что раз и навсегда
На свете было б выражено словом.
Все, как в любви, для нас предстанет новым,
Когда настанет наша череда.

Сочинение

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.
Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку.
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.
Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно...»). «Вечная память погибшим!»-будто восклицает автор.
Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами обкурившегося рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле.
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет?
Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом...». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины...» и «К обидам горьким собственной персоны...» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.
В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после -ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой, Перевези меня на ту сторонуСторону - домой...
Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» - это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное - Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение.
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей,
И все, казалось, не хватало Стране клейменных сыновей.
«Сын за отца не отвечает» - это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью.
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов -
Любая прочая любовь.
В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть!
Нельзя забывать! - вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.
Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.
Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину - мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.