Всероссийская заочная математическая школа при мгу. Открытый лицей "всероссийская заочная многопредметная школа"

В середине 60-х годов в МГУ и многих других вузах страны существовало много форм работы со школьниками, интересующимися математикой. Однако приспособлены они были, главным образом, для школьников крупных городов. Чтобы помочь тысячам школьников из отдаленных сел и городов найти свой путь к математике, разбудить их интерес к занятиям, научить работать с книгой потребовалась новая форма работы. Такой формой стало заочное, или как сейчас принято говорить, дистантное обучение.

ВЗМШ стала первой в нашей стране заочной школой.

Изначально школа была математической. Постепенно она расширялась, возникли отделения биологии, физики, филологии химии, экономики, истории и правоведения. Именно с этим связано изменение названия школы. Из математической она превратилась в многопредметную, получив название Открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа".

ВЗМШ - достойное дитя хрущевской оттепели 60-х. Она создавалась не для галочки в отчетах, а для детей. Создавалась инициативой, трудом и талантом незаурядных людей своего времени, энтузиастов и профессионалов высокого класса. Именно этим людям школа обязана своим духом энтузиазма и инициативы, оптимизмом и живучестью.

Среди скромных людей, которые двигали и двигают это великое дело нельзя не назвать бессменного директора ВЗМШ Владимира Федоровича Овчинникова, членов научного совета Елену Георгиевну Глаголеву, Михаила Борисовича Беркинблита, первого завуча Полину Иосифовну Масарскую.

В этой школе не слышно ни звонков, ни детских голосов. Здесь нет классов с досками и мелом. Вместо всего этого небольшая комната в одном из корпусов МГУ, заставленная столами и заваленная горами писем и бандеролей. Приезжающие к нам учителя, дети и их родители поражаются, как сотрудники ВЗМШ во всем этом ориентируются. И, тем не менее, это самая настоящая школа со своей программой и преподавателями

Понятно, что заочной школе требовались пособия, приспособленные специально для такого обучения (подробнее см. пособия). Израилю Моисеевичу Гельфанду удалось собрать превосходную команду математиков и педагогов. В числе первых авторов были А.А.Кириллов (ныне ученый с мировым именем), Н.Х.Розов (ныне декан ф-та педагогического образования МГУ, член-корреспондент Российской академии образования) Е.Г.Глаголева (кандидат педагогических наук, ученый секретарь Научного совета ВЗМШ, активно работающая до сих пор).

А для обеспечения массовости охвата учащихся требовалось много преподавателей. Для этих целей были привлечены студенты, аспиранты и молодые ученые мех-мата МГУ, а затем и других вузов.

Первый конкурсный набор для учащихся из 10 близлежащих около Москвы областей был объявлен весной 1964 года. Результат превзошел все ожидания: на 1 курс было прислано более 6000 работ. Зачислено было около полутора тысяч счастливчиков. В начале 70-х на конкурс приходило уже более 15000 работ из разных уголков СССР.

В настоящее время в школе учатся дети не только из России, но и стран СНГ и зарубежья. Кто-то в свое время удачно назвал ВЗМШ школой без стен.

Практически с первого года работы начали открываться большие возможности, заложенные в этом способе обучения. Большой интерес, вызванный заочной школой среди школьных учителей, привел к возникновению и реализации идеи "Коллективного ученика" - школьного кружка, работающего под руководством учителя по тем же программам, что и индивидуально занимающиеся ученики. (см. Коллективный ученик)

Удачную идею быстро подхватили, и вскоре в стране работали десятки заочных школ, в том числе и филиалы ВЗМШ.

В отличие от известной физико-математической школы-интерната, созданной чуть раньше в Москве для иногородних школьников, заочная форма обучения не предполагала отрыва учащихся от семьи, привычной среды, друзей, зато давала возможность попробовать свои силы и обоснованно решить насколько серьезно увлечение определенным предметом.

Такая форма обучения, несомненно, служит мощнейшим средством выравнивания стартовых возможностей детей, независимо от того, где и в какой среде они растут. Таким образом, школа изначально была ориентирована на провинцию, что, безусловно, не мешало учиться в ней школьникам из крупных городов.

Многие ребята, испытывающие трудности в первый год обучения, потом выходили на довольно высокий уровень, что помогало им определиться с будущей профессией и поступить в Вуз.

Сейчас позиция школы практически не изменилась, однако школа предоставляет возможность учиться в ней и московским школьникам. Хочется отметить, что на фоне множества учебников и программ пособия ВЗМШ привлекают внимание даже московских учителей. Факт примечательный!

Заочная форма обучения, по сравнению с другими, отличается большей гибкостью. Здесь не ставиться цель работать только с одаренными детьми, не предполагается жесткая специализация и не предопределяется дальнейшая судьба детей. Хотя для многих тысяч школьников обучение в ВЗМШ помогло определиться с выбором профессии. (см. отзывы)

Главное при заочном обучении привить школьнику умение самостоятельно работать с книгой, приучить к систематическому умственному труду. Нельзя не сказать еще об одном очень важном аспекте заочного обучения. Поскольку такая форма обучения требует письменного изложения, то это помогает школьнику развивать культуру мышления и речи.

За более чем 40-летнюю историю работы в ВЗМШ был создан и тщательно проверен комплекс учебных пособий, разработана система специальных контрольных заданий. Многие наши пособия неоднократно издавались массовым тиражом (в том числе и за рубежом) и переиздаются в настоящее время. Однако заочная школа не останавливается в своем развитии. За последние годы написано и издано много новых пособий, авторами которых являются выпускники мехмата и других факультетов МГУ.


В последнее время в связи с изменениями в программах общеобразовательных школ возникли идеи по использованию громадного опыта и развитой инфраструктуры заочных школ для помощи средней школе, особенно на селе и малокомплектным, в постановке профильных и специализированных курсов. В этом плане богатейший опыт ВЗМШ может оказать огромную помощь органам народного образования. Наша школа в самое ближайшее время планирует внедрение новых интерактивных технологий.

Заочная школа всегда принимала и принимает активное участие во всех областях жизни российского среднего образования. Тесные контакты всегда существовали с университетской школой-интернатом им. А.Н.Колмогорова.

Сотрудники ВЗМШ в течение ряда лет входили в методическую комиссию по математике и жюри Всесоюзной олимпиады школьников.

Плодотворным является сотрудничество ОЛ ВЗМШ с Московским Центром непрерывного математического образования (подробнее см. контакты).

Перечень легко продолжить, но главное ясно - ОЛ ВЗМШ прочно вписалась в систему среднего образования России, фактически основала и реализовала в ней новое направление, нашла в ней свое достойное место, завоевала признание передовой педагогической общественности.

Отделение математики: Прошлое. Настоящее. Будущее

Отделение математики в Лицее является старейшим. С него и началась более 40 лет назад история школы. Возглавил Научный совет Заочной математической школы (так она тогда называлась) крупнейший отечественный математик Израиль Моисеевич Гельфанд. Финансировать школу взялась Академия педагогических наук, ныне Российская академия образования. Мехмат МГУ предоставил пусть более чем скромное, но все же помещение, а главное преподавателей и студентов.

Создатели заочной школы понимали, что от качества пособий, которые получат первые ученики, будет во многом зависеть дальнейшая ее судьба.

В кратчайшие сроки И.М.Гельфанду удалось организовать издание массовым тиражом двух первых пособий заочной школы.

Это широко известные теперь книжки "Метод координат" (авторы И.М.Гельфанд, Е.Г.Глаголева, А.А.Кириллов) и "Функции и графики" (авторы И.М.Гельфанд, Е.Г.Глаголева, Э.Э.Шноль). Эти книги открыли серию пособий "Библиотечка физико-математической школы", публиковавшихся в Главной редакции физико-математической литературы издательства "Наука".

Первой вышла в свет книга "Метод координат". Разумеется, 40 лет назад авторы еще не знали, как писать книги для такой школы. Но как рассказывала Елена Георгиевна Глаголева первый "блин" не вышел комом и много лет эти пособие (теперь уже в переработанном виде) используется в программе ВЗМШ.

Эта книга была переведена на английский, немецкий, французский, испанский, арабский и другие языки. Когда авторы писали эту книгу, они старались, чтобы школьники забыли, что все это известно давно, и посмотрели на знакомые и иногда скучные вещи свежим взглядом.

Книги этой выдающейся серии - постоянные пособия математического отделения. Написанные "на одном дыхании", они по прошествии многих лет воспринимаются школьниками с таким же интересом.

Итак, в 1964 году был объявлен первый набор, и в небольшую комнату на мехмате посыпались бандероли с выполненной вступительной работой. Невольно вспоминается огромный переход из главного здания МГУ в корпус общежития весь заставленный мешками с почтой. В начале 70-х годов во время приемной кампании около 16 тысяч работ из разных уголков СССР надо было рассортировать по адресам и тщательно проверить. Преподаватели и студенты все вместе занимались сортировкой почты. Затем студенты и аспиранты под руководством штатных преподавателей ЗМШ должны были проверить все тетради, выставить баллы и отобрать около полутора тысяч счастливчиков, прошедших по конкурсу. Понятно, что такое количество ребят, интересующихся математикой, могло быть только благодаря государственной политике, направленной на повышение уровня научно-технического образования молодежи.

Уже через год после открытия ВЗМШ насчитывала 16 тысяч школьников, включая тех, кто стал учиться в группе "Коллективный ученик" под руководством своего же учителя математики. Нет нужды доказывать, что руководство такой группой является для учителя самой настоящей формой повышения квалификации.

В те годы в ЗМШ ежемесячно приходило на проверку около полутора тысяч работ школьников. Крошечный штатный коллектив, естественно не мог проверить такое огромное количество тетрадей. Вот тут то на помощь и пришли студенты сначала механико-математического факультета, а затем и образовавшегося факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Студенты объединялись в бригады (теперь это название странно звучит, но не будем забывать какие это были годы) по 6-7 человек, среди них избирался бригадир, который приходил в ЗМШ за тетрадями для своих проверяющих, а также вел контроль за качеством проверки работ. Но ведь студенты, сами вчерашние школьники, нуждались в руководстве. Поэтому одной из важнейших задач педагогов ЗМШ было научить студентов проверять и рецензировать работы школьников. Недостаток опыта у студентов возмещался энтузиазмом, желанием принести пользу. Через несколько лет после основания ВЗМШ студенты-преподаватели зачастую сами были выпускниками заочной школы и знали ее специфику.

Для студентов переписка со школьниками стала прекрасной педагогической практикой. Первыми наставниками студентов были пришедшие вместе со своим директором Владимиром Федоровичем Овчинниковым из знаменитой 2-ой московской физико-математической школы П.И.Масарская, Г.Б.Юсина, Н.Ю.Вайсман.

Владимир Федорович и до сих пор возглавляет обе эти уникальные школы. Педагог-новатор, он всегда, не заботясь о собственных удобствах, активно включается в практическую работу по осуществлению прогрессивных идей.

Студентам же приходилось учиться не только находить ошибки в решениях, но коротко и внятно объяснять своим далеким ученикам ошибки, допущенные в ходе решения, учиться хвалить за удачи, пусть даже самые скромные. В числе студентов, проверяющих работы школьников, были такие в будущем известные математики и педагоги, как Жозеф Михайлович Раббот, Виктор Львович Гутенмахер, Андрей Леонович Тоом, Николай Борисович Васильев. Выпускник мехмата, учитель математики 710-й Московской школы, а ныне известный депутат Московской горордской думы Евгений Бунимович тоже когда-то был преподавателем ЗМШ.

Заметим, что в те годы четверть поступавших на мехмат МГУ были выпускниками заочной школы, а диплом ВЗМШ высоко ценился приемными комиссиями вузов.

С преподавателями заочной школы велась постоянная работа: авторы пособий и актив, а часто и "сам И.М.Гельфанд" собирали для подробного инструктажа преподавателей всех "рангов". На таких семинарах обсуждались основные идеи, заложенные в то или иное пособие, основные принципы их реализации, типичные ошибки школьников и способы их найти и прокомментировать.

В рамках небольшой страницы сайта трудно рассказать обо всех, кто начинал и продолжает работать в ВЗМШ. Более подробную информацию вы можете посмотреть в разделе "авторы ВЗМШ".

Математическое отделение по сей день верно традициям, заложенным ее основателями.

Безусловно, за сорок лет существования происходили изменения в структуре и организации учебного процесса. Прежде всего, это все более ранний охват детей заочным обучением математике.

Так в 1972 году было введено трехгодичное обучение, затем в 1997 году появилась возможность учиться четыре года. Но и этого оказалось не достаточно. Просьбы учителей и родителей привели нас к тому, что с 2004 года на наше отделение могли поступить уже учащиеся 7 класса, таким образом, полный цикл сейчас составляет пять лет.

Однако для тех, кто по каким-то причинам узнал о существовании ВЗМШ позже, предоставляется возможность обучения по ускоренной программе. Учащиеся принимаются соответственно на четырехгодичное, трехгодичное и т.д. до одногодичного обучения включительно. При этом обучающиеся по ускоренной программе изучают все основные темы курса.

Во вступительной контрольной работе, публикуемой в прессе, указывается, ученики каких классов должны решить ту или иную задачу.

Оказалось, что идея заочной школы необыкновенно жизнеспособна: несмотря на тяжелейшие условия существования при отсутствии финансирования со стороны государства и вынужденые меры по введению в 90-е годы частичной оплаты дополнительных образовательных услуг, количество желающих заниматься математикой с середины 90-х годов росло. В настоящее время ежегодно на индивидуальном обучении в московской группе около 1000 учащихся и примерно 200-300 групп "Коллективный ученик".

Постепенно менялся и педагогический состав. В течение ряда лет руководителями курсов были ныне известные авторы пособий С.Л.Табачников, С.М.Львовский. Наряду с такими опытными преподавателями, как Н.Е.Сохор, Н.В.Антонова, Е.З.Скворцова работают молодые выпускники мех-мата МГУ Е.Е.Пушкарь и Е.А.Бернштейн. Они же стали авторами нескольких пособий ВЗМШ, успешно используемых в нашей программе.

В настоящее время в условиях возможного перехода к профильному обучению в старших классах заочная школа в широком смысле слова может сыграть активную роль в жизни общеобразовательной школы.

Прежде всего, мы видим огромные перспективы в помощи сельским школам, испытывающим в настоящее время дефицит квалифицированных педагогических кадров.

Открытый лицей ВЗМШ Российской Академии образования - государственное учреждение дополнительного образования, работающее более 40 лет. Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа» - означает, что к нам может поступить каждый, кого интересуют математика, физика, химия, биология, экономика, филология, история, правоведение.

Обучение в школе заочное. В начале каждого семестра все поступившие получают материалы, специально разработанные для заочного обучения а также разнообразные задачи для самостоятельной работы, контрольные и практические задания.

Учебные программы и пособия ВЗМШ созданы талантливыми учеными и опытными незаурядными педагогами.

Чтобы успешно заниматься в заочной школе, Вам придется научиться самостоятельно и продуктивно работать с книгой, грамотно, четко, коротко и ясно излагать свои мысли на бумаге.

Ваши контрольные работы будут тщательно проверять и рецензировать преподаватели ВЗМШ - студенты, аспиранты, преподаватели и научные сотрудники МГУ, а также других вузов и учреждений, где работают филиалы школы.

Многие из наших преподавателей в свое время сами закончили ВЗМШ, поэтому особенно хорошо понимают, как важно, помимо конкретных недочетов, указать пути восполнения пробелов в знаниях, порекомендовать дополнительную литературу. Вы сможете узнать об увлекательных вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников, попробовать свои силы в решении нестандартных задач, научиться самостоятельно работать с книгой и грамотно излагать свои мысли. Возможно, нам удастся помочь Вам выбрать профессию, найти свое место в мире.

Однако это не означает, что наша цель - подготовка в вуз. Учиться у нас просто интересно и совершенно неважно, будете Вы поступать в высшие учебные заведения или нет.

Учиться можно индивидуально или вместе с товарищами в группе «Коллективный ученик».

Если Вы хотите учиться индивидуально, то надо выполнить вступительную контрольную работу, которую Вы сможете найти на этом сайте. Если же Вы избрали форму обучения «Коллективный ученик», то для зачисления к нам достаточно направить в наш адрес заявление от руководителя группы с соответствующей просьбой. К такому заявлению необходимо приложить список группы «Коллективный ученик».
Преимуществом при поступлении пользуются подростки, проживающие в сельской местности, поселках и небольших городах, где нет крупных научных центров и учебных заведений, и поэтому дополнительное образование можно получить лишь заочно. Однако в последние годы к нам поступают школьники также из Москвы и Подмосковья.
Итак, если Вас интересует математика, пробуйте свои силы и поступайте к нам на математическое отделение.

Решения задач надо написать на русском языке в обычной ученической тетради в клетку и выслать простой бандеролью, не сворачивая в трубку. Желающие поступить сразу на несколько отделений каждую работу присылают в отдельной тетради. На обложке тетради укажите: фамилию, имя, отчество (ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ), год рождения, базовое образование (сколько классов средней школы будет закончено к сентябрю очередного учебного года), полный почтовый адрес (с индексом), откуда узнали о ВЗМШ (из Интернета, из журналов «Квант», «Наука и жизнь», от друзей, афиш ОЛВЗМШ или из других источников). Не забудьте указать на какое отделение хотите поступить (вступительные контрольные работы на все отделения ежегодно можно найти в журнале «Квант» № 6). Вступительные работы принимаются до 01.06.2009
Вступительные работы обратно не высылаются.
Скачать задачи вступительной контрольной работы на отделение математики 2009 года можно здесь

Всероссийская заочная многопредметная школа - Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М.В.Ломоносова объявляет очередной, 27-й набор на Биологическое отделение. Зачисление проводится по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, занимающиеся в этом учебном году в 8-м или 9-м классе, независимо от места проживания. Обучение проводится на русском языке. В конкурсе могут участвовать также кружки - им нужно выслать коллективно выполненную работу и заверенный печатью список членов кружка с указанием фамилии, имени и отчества руководителя и названия организации, при которой работает кружок. ВЗМШ высылает своим учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится 3 года, для девятиклассников - 2 года.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВЗМШ

1. Какие приспособления помогают разным живым организмам обитать в условиях дефицита воды?

2. Предложите план действий по восстановлению исходного состояния реки, загрязненной в результате деятельности человека. Разумеется, действия зависят от того, какая именно река и от каких загрязнений пострадала. Поэтому план должен начинаться с обследования реки, а последующие действия определяться его результатами. Какие из предложенных вами мер "запускают" те или иные механизмы самовосстановления природных сообществ?

3. Составьте список примеров симбиотических взаимоотношений между двумя видами животных таким образом, чтобы все пары в списке оставались разными при замене названий видов названиями классов, к которым эти виды относятся. Постарайтесь, чтобы в ваш список вошло как можно больше примеров. Для каждого примера дайте пояснение, почему его можно считать симбиозом.

4. Перед вами - перечень млекопитающих: выхухоль, кашалот, коала, кролик, кулан, лама, морж, морская свинка, муравьед, сайгак, соболь, утконос, ушан, человек. Предложите как можно больше критериев, по которым их можно разделить на две группы. Для каждого критерия укажите, какие животные в какую группу попадут.

5. Отставной поручик Чебурков, обнаружив у себя в вещмешке семечко подсолнечника, посадил его на огороде. Урожай превзошел все ожидания: никому из соседей Чебуркова не удавалось получить от одного растения так много семян. Восторженный поручик призывает соседей выбросить свои запасы и покупать семенной материал у него. Но достаточно ли имеющихся данных для того, чтобы принять такое решение? Какую информацию, по вашему мнению, нужно получить, прежде чем переходить к широкому выращиванию потомков этого уникального подсолнечника?

6. Вероятность того, что человек заболеет некоторой болезнью, зависит от его конституции (индивидуальных анатомических и физиологических особенностей) и образа жизни. Перед вами список героев "Мертвых душ" Н.В.Гоголя: Чичиков, Манилов, Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин. Для каждого из них укажите, какими болезнями он может заболеть с большей вероятностью, чем другие персонажи, а какими - с меньшей. Ответы обоснуйте.

7. Перечислите различные признаки, по которым гормоны человека можно разделить на несколько групп. Для каждой из получившихся групп укажите входящие в нее гормоны. Попробуйте составить определители, классифицирующие гормоны человека (или хотя бы часть из них): а)по молекулярному строению; б)по физиологическому действию.

8. Вам поручено экспериментально установить механизмы, обеспечивающие возникновение ощущений голода и жажды у разных животных. Какие принципиально возможные гипотезы об этих механизмах вы можете предложить? Какие опыты следует поставить для проверки ваших гипотез?

Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1-5, 9-х классов - задачи 1, 2 и 6-8. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.

Работу следует выполнить в тетради: на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и надписанным вашим адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).

Работа должна быть отправлена не позднее 15 апреля 2000 года (по почтовому штемпелю). Наш адрес: 117 234, Москва, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ - Биология, конкурс .

Всероссийская заочная многопредметная школа (ВЗМШ) уже почти сорок лет осуществляет на практике идею дистантного образования, которая стала столь модной в последнее время. Школа была создана в 1964 г. Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Академией педагогических наук и ориентирована на школьников из небольших городов и сельской местности, которые не имеют достаточных возможностей для углубленного изучения любимых предметов. В настоящее время в школе имеется восемь отделений – математическое, биологическое, филологическое, химическое, физическое, истории, экономическое и отделение «Право, нравственность, закон». В школу принимаются все желающие, успешно выполнившие конкурсное вступительное задание, независимо от места проживания (Россия, ближнее и дальнее зарубежье).

Задания заочной школы по биологии представляют собой нестандартные задачи творческого плана. Ответы на них нельзя просто переписать из какого-либо источника – зачастую однозначных решений просто не существует. Такие задания вырабатывают умение мыслить самостоятельно, работать с литературой, а также логично и кратко излагать свои соображения.

Программа биологического отделения включает более 20 тем, охватывающих основные разделы биологии. По каждой теме ученики получают пособие, набор тестов и контрольных заданий. Учебные пособия для биологического отделения специально подготовлены сотрудниками биологического факультета МГУ и ряда научно-исследовательских институтов и содержат самые современные сведения, многие из которых еще даже не успели попасть на страницы школьных учебников.

Для поступления на биологическое отделение необходимо выполнить конкурсное задание, требующее творческого подхода и позволяющее ученикам в какой-то степени заранее ознакомиться с принципами работы школы и уровнем наших требований. Тем, кто пожелает принять участие в конкурсе, будет, наверное, интересно познакомиться и с заданием прошлого года и узнать, какие ошибки чаще всего допускались в присылаемых ответах.

Известно, что разные годы сильно отличаются по урожаю грибов. От чего зависит, будет ли год грибным? (Не ограничивайтесь одной идеей, перечислите все существенные причины, объяснив их связь с «урожайностью». )

При ответе на этот вопрос следовало рассмотреть особенности организма грибов, их жизненный цикл, потребности в тех или иных условиях и ресурсах. Сам гриб (плодовое тело) – это стадия развития грибницы, необходимая для образования спор. Основная особенность этой стадии – короткий срок жизни и высокая скорость роста. Плодовое тело состоит на 90% из воды. Этим объясняется высокая потребность растущего гриба во влаге (всегда влажным должен быть самый поверхностный слой почвы, где и располагается грибница). Кроме того, для развития плодового тела необходимо достаточное количество тепла – высокая скорость деления клеток возможна при определенном уровне температуры.

Практически все из отвечавших правильно указали самые важные для грибов факторы – температуру и влажность. А вот объяснений, подобных приведенным выше, в большинстве работ, к сожалению, не было. Ответы многих ребят, просто исходивших из своего жизненного опыта, скорее походили на руководство по сбору грибов...

Зачем стрекочут кузнечики? Или, может быть, слово «зачем» в данном случае неприменимо и следует спрашивать, отчего они стрекочут? (Предложите несколько гипотез о причинах этого явления. Опишите опыты, которые позволят подтвердить либо опровергнуть выдвинутые вами гипотезы. )

При ответе на этот вопрос многие ограничились подробным описанием... строения и работы органов стрекотания – хотя ни о чем подобном в вопросе не упоминается. Работ, в которых бы приводились какие-нибудь гипотезы о целях стрекотания, было гораздо меньше, и уж совсем мало было ответов, авторы которых попытались описать эксперименты, способные подтвердить их предположения. А ведь это была самая интересная часть вопроса!

Какие особенности строения, физиологии и поведения помогают разным животным уменьшить угрозу поедания их хищниками? (В ответе не нужно описывать однотипные особенности разных видов. Выделите принципиально разные группы приспособлений, защищающих животное от хищника. Для каждой из этих групп приведите по одному-два примера. )

Этот вопрос не вызвал особых затруднений, однако выше оценивались те ответы, авторы которых не ограничились простым пересказом интересных фактов «из книг», а сумели сгруппировать их, выделив общие черты в особенностях, присущих животным из разным групп.

Перед вами перечень растений: виноград, заразиха, кедр, ламинария, лещина, моршанция, можжевельник, орляк, рогоз, росянка, сфагнум, тутовник, хара, хлопчатник, хлорелла, чеснок. Предложите как можно больше критериев, по которым можно разделить их на две группы. Для каждого критерия укажите, какие растения в какую группу попадут.

Выбирая критерии, следовало руководствоваться такими признаками, как особенности строения, жизненного цикла, физиологии, размножения, способа питания, среды обитания. Многие из этих признаков связаны и с систематической принадлежностью растений, однако примитивные варианты «по систематике» – «мхи» и «не мхи» – особой ценности, разумеется не представляли. Сложность вопроса состояла также в том, что некоторые из названых растений не являются общеизвестными и информацию о них еще следовало разыскивать в литературе.

Вам поручили проверить, действительно ли лосось руководствуется запахами, возвращаясь для нереста в водоем, где он родился, или же он использует какой-либо другой способ навигации. Опишите план ваших исследований.

При ответе на этот вопрос следовало предложить и описать конкретные эксперименты, а не излагать сведения о биологии и жизненном цикле лосося.

Многие ребята предложили каким-либо способом лишить рыб обоняния, однако в данном случае авторы вопроса ожидали от отвечавших большего: стоило подумать о дальнейших действиях и контрольных опытах. Например, как проверить, возвращаются ли лишенные обоняния рыбы в свой водоем? Попадают ли они в другие протоки или вообще не участвуют в нересте? Как скажется лишение обоняния на других сторонах их жизни?

Клетки крови человека крайне разнообразны. Гистологи разделяют их на десятки групп. Какими методами можно выяснить родственные отношения между этими группами (то есть доказать превращение одних клеток в другие в ходе их индивидуального развития )?

При ответе на этот вопрос можно было предложить, например, проследить последовательные всплески пиков численности разных типов клеток, или изъять определенный тип клеток и проследить, какие еще клетки исчезнут из организма, или вызвать при помощи веществ-стимуляторов ускоренное развитие клеток и посмотреть, во что они будут превращаться. Присутствие в клетках разного типа определенных веществ (например, гемоглобина) также может свидетельствовать об их родстве.

Однако это был, безусловно, сложный вопрос, тем более что в школьном курсе данная тема не рассматривается. Возможно, именно поэтому основное внимание в ответах было уделено просто подробному изложению сведений о происхождении разных типов клеток крови.

Подводя итог, можно сказать, что самая распространенная ошибка состоит в подмене смысла вопроса – столкнувшись с трудным заданием, ребята даже не пытаются предложить самостоятельное решение (пусть хотя бы неверное), а приводят все доступные им сведения, имеющие хоть какое-то отношение к данной теме.

Всероссийская заочная многопредметная школа – Открытый лицей ВЗМШ при МГУ им. М.В. Ломоносова объявляет очередной, 29-й, набор на биологическое отделение

Зачисление проводится по результатам вступительной работы. В конкурсе могут принять участие школьники, которые в этом учебном году занимаются в 8-м или 9-м классе, независимо от места проживания. Обучение проводится на русском языке. В конкурсе могут участвовать также кружки, которым нужно выслать коллективно выполненную работу и заверенный печатью список членов кружка с указанием фамилии, имени, отчества руководителя и названия организации, при которой работает кружок.

ВЗМШ высылает своим учащимся пособия и задания по разным разделам биологии и проверяет их работы. Обучение для восьмиклассников длится 3 года, для девятиклассников – 2 года.

Вопросы конкурсного задания приведены ниже. Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1–5, учащимся 9-го класса – задачи 4–8. В ответах можно использовать как собственные идеи, так и факты, почерпнутые из литературы. Однако в последнем случае надо приводить ссылки на источники, из которых была получена информация.

Работу следует выполнять в тетради, на обложке которой должны быть указаны ваши фамилия, имя, отчество, полный домашний адрес с почтовым индексом, а также номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и вашим адресом – для отправки вам решения приемной комиссии.

Наш адрес: 119823, Москва, ГСП, МГУ, ВЗМШ-биология, конкурс.

Вступительное задание биологического отделения ВЗМШ

(При составлении заданий использованы материалы 51-й Биологической олимпиады школьников МГУ.)

1. Известно, что у одних видов животных потомство появляется на свет в течение всего года, а у других – лишь в определенные сезоны. Приведите примеры животных с этими двумя стратегиями размножения (всего – не более пятнадцати), по возможности относящихся к разнообразным систематическим группам. Каковы преимущества и недостатки у каждой из стратегий? Поясните, используя предложенные вами примеры, проявляются ли эти преимущества и недостатки у всех животных или лишь у части из них.

2. Какие особенности строения, физиологии, образа жизни и поведения характерны для животных, которые питаются: а) быстро передвигающимися организмами; б) планктоном; в) организмами, обитающими в почве? Приведите по одному-два примера к каждому из ваших соображений.

3. Вам дали свежесрезанный лист неизвестного растения. Предложите как можно больше способов, позволяющих определить, какая сторона у листа верхняя, а какая – нижняя (в оборудовании вы не ограничены). Являются ли эти способы универсальными или для некоторых растений (каких?) они могут «не сработать»?

4. Бедный студент Дима К. купил два лимона и положил их в холодильник. Через неделю, собравшись попить чай, Дима обнаружил, что один лимон по-прежнему свежий и хороший, а второй сгнил. Почему так получилось? Дайте как можно больше вероятных объяснений.

5. Доверившись рекламе, можно подумать, что главное в моющих средствах – максимально эффективное удаление загрязнений, а в инсектицидах – полнота истребления вредных насекомых. Однако экологи не согласятся с подобной трактовкой и заметят, что данные препараты должны удовлетворять еще многим требованиям. Перечислите эти требования.

6. В поселке N, расположенном в глухой тайге, произошла вспышка опасного заболевания людей. Как выяснить наиболее вероятный путь, по которому попал в поселок его возбудитель? Если болезнь является природно-очаговой, то как установить границы этого очага? Какие меры позволят снизить угрозу повторных вспышек болезни?

7. Предложите различные методы, с помощью которых можно экспериментально определить суточные энергозатраты животного (в качестве примеров рассмотрите гусеницу тутового шелкопряда, ужа, мышь и человека). Какие из этих методов, по вашему мнению, дадут наиболее точную информацию, а какие – чреваты ошибками и почему? Какие из методов легче реализовать на практике, а какие – труднее? (Имейте в виду, что ответы на эти вопросы могут зависеть от особенностей изучаемого животного.)

8. В каких случаях для передачи и получения информации от животного к животному целесообразно использовать химические соединения? Подтвердите примерами ваши соображения и поясните, почему в этих ситуациях химический способ обмена информацией оказывается оптимальным.