Болезненное отношение Кремля: за что Татарстан лишают особого статуса. Власти татарстана готовятся к войне с федеральным центром Переименование президента татарстана последнее

Депутаты Республики Татарстан обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить договор о разграничении полномочий между федеральным центром и регионом, а также оставить название должности «президент» за высшим должностным лицом в субъекте Федерации.

За принятие соответствующего решения единогласно проголосовали все 83 народных избранника, присутствовавших на заседании, сообщает «Интерфакс — Поволжье».

«Просим вас поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам», — говорится в обращении Госсовета Республики Татарстан.

Специальная комиссия будет образована в том случае, если договор о разграничении полномочий будет вновь заключен.

В обращении также был сделан акцент на то, что имеющийся опыт «убедительно» продемонстрировал «жизненность российского федерализма».

Татарстанские парламентарии еще в апреле 2017 года говорили, что идею продления договора поддерживает абсолютное большинство жителей республики. Помимо прочего, он, по их мнению, является показательным примером эффективной работы между различными уровнями .

«Договор, как пример выстраивания конструктивных отношений между различными уровнями власти, востребован и в международной практике, и, несомненно, содействует авторитету Российской Федерации, и находит поддержку абсолютного большинства жителей республики, о чем было заявлено в резолюции III съезда народов Татарстана в апреле 2017 года», — высказались парламентарии Татарстана.

Вопрос о продлении договора был поднят в связи с тем, что в июле заканчивается срок действия прежнего договора, заключенного на 10 лет 24 июля 2007 года и утвержденного соответствующим федеральным законом.

В настоящий момент Республика Татарстан является единственным субъектом Российской Федерации, с которой заключен подобный договор, а также где глава республики называется президентом.

Форма разграничения полномочий между центром и субъектами Федерации через заключение договора прописана в Конституции России и активно использовалась в 1994-1998 годах. На начальном этапе предполагалось, что такие договоры будут предназначаться для национальных республик, давая им больше полномочий по сравнению с другими регионами. Иногда это шло вразрез с федеральным законодательством.

Договоры являлись компромиссом с республиками, которые претендовали на государственный суверенитет после распада СССР.

Республика Татарстан стала первой подписавшей договор о разграничении полномочий между федеральным центром и регионом 15 февраля 1994 года. При этом в регионе не подписывали Федеративный договор о разграничении полномочий и не участвовали в референдуме по проекту российской Конституции.

Таким образом, двусторонний договор с федерацией определил положение Татарстана в России.

Такой же договор был подписан впоследствии с Кабардино-Балкарией в июле 1994 года, с Башкирией в августе того же года, а также с Северной Осетией, Якутией, Бурятией и Удмуртией в 1995 году. Наибольшую выгоду от них получили Татарстан, Башкирия и Якутия, поскольку они претендовали на особый статус в составе России.

Республики получали особые экономические полномочия, которые позволяли им создать автономный режим.

В случае с Татарстаном он получил почти полную бюджетную автономию, что подразумевает минимальные отчисления в федеральный бюджет, а также право распоряжаться всеми ресурсами на своей территории. В республике функционирует свой собственный Национальный банк, который является составной частью .

Татарстан имеет право и на участие в международных отношениях и самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности. Однако Российская Федерация ежегодно устанавливает квоты на экспорт продукции, которая производится в республике, и заключает договоры о поставках нефти.

Президент Татарстана ранее высказывал мнение, что в практике заключения договоров с республиками нет ничего плохого, так как они задают положительную динамику развития. Как доказательство своим словам он заявил, что регион является одним из ведущих среди субъектов РФ.

С этого года Конституция Татарстана фактически противоречит федеральному законодательству, поскольку главный закон республики предусматривает наличие в ней президента. Никакой другой регион России больше не использует это наименование высшего должностного лица. Татарстан же сейчас идет на принцип и даже не собирается искать альтернативные названия, ведь властям субъекта и раньше удавалось «выбивать» у федерального центра для себя особые условия. Достаточно вспомнить договор о разграничении полномочий между РТ и РФ, родившийся во времена «парада суверенитетов».

Несмотря на то, что глава Татарстана Рустам Минниханов публично всегда заявляет о полной поддержке действий и политики руководства страны и лично Владимира Путина, вопрос сохранения должности президента для республики остается принципиальным и болезненным. Ныне ни один регион России кроме РТ не называет своего руководителя президентом - это запрещает делать федеральный закон, подписанный еще в конце 2010 года. Тогда же регионам дали право самим выбрать новое название должности и законодательно (на уровне субъекта) закрепить его, установив срок до 1 января 2015 года.

К концу 2013 года президенты остались только в Татарстане и Башкортостане, последний «сдался» в 2014-м, переименовав руководителя региона в главу. РТ же начала принципиальную борьбу за должность, преподнося необходимость сохранения института президентства как желание «низов». В Татарстане неожиданно зашевелилась «активная молодежь», которая начала проводить собрания и обсуждать бессмысленность переименования должности. На тот момент иных проблем у студентов не существовало, они озаботились жизненно важным для них вопросом всерьез, вплоть до открытых писем к руководству страны. Татарские националисты же были замечены в серии пикетов с требованиями не трогать государственность Татарстана, не менять Конституцию РТ и не переименовывать президента. Действовал Казанский кремль и через депутатов Госдумы от Татарстана, за сохранение должности президента высказывались и спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и первый президент республики Минтимер Шаймиев .

«Мы оставляем себе возможность говорить о том, что этот закон (о переименовании должности президента) принят Госдумой с превышением своих полномочий. Наша позиция остается неизменной», - говорил тогда Фарид Мухаметшин .

Да и сам Минниханов высказался в подобном ключе, добавляя, впрочем, что Россия - правовое государство и законы исполнять республика в любом случае будет.

И вот в феврале 2015 года Госдума приняла закон, который дал Татарстану исключительное право называть своего руководителя президентом до 1 января 2016 года, фактически продлив региону время на размышление. Однако в течение всего 2015-го парламент республики так ни разу и не поднял вопрос о переименовании должности президента. Более того, избранный в сентябре того года главой республики Рустам Минниханов на инаугурации давал клятву именно как президент. В свою очередь Минтимер Шаймиев, выступая в тот день на церемонии, заявил собравшимся: «Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики - президент! Это название нас сильно объединяет. Скажу почему - потому что это слово не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где ещё сила и авторитет!». Этим высказыванием экс-президент республики сорвал бурные аплодисменты в зале.

По теме

Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что новый созыв парламента республики не собирается заниматься упразднением должности президента в регионе. Хотя новый созыв еще не избран, но, видимо, Мухаметшин уже ощущает себя и будущим спикером.

В декабре того же года на ежегодной пресс-конференции Владимир Путин также прокомментировал ситуацию, дав весьма уклончивый ответ на вопрос о наименовании главы республики: «У нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите - главное чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана. Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже если Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент. Мы сделаем по-другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это выбор был чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана».

В республике естественным образом слова президента России интерпретировали однозначно: это дело самого Татарстана. Но сам Минниханов ситуацию комментировал всегда сдержанно.

«Больше, чем президент страны, я вам ничего сказать не смогу. Вот как он сказал, так и воспринимайте. Что касается меня, я - избранный президент. Федеральный законодатель такую возможность дал нашей республике, это большое доверие. Как дальше - вот как сказал президент. Он же не сказал, что Минниханов как решит, он сказал - как Татарстан решит. Поэтому я тоже ваша частичка, давайте, как сказал президент, не будем эту тему до молекул расщеплять», - заявил глава Татарстана на предновогодней встрече с журналистами.

В итоге пока вопрос завис в воздухе, однако власти Татарстана рассчитывают решить его в свою пользу. История знает примеры, когда республике удавалось добиваться для себя исключительных прав. В 1994 году Казанский кремль заключил с федеральным центром так называемый договор о разграничении полномочий, который позволял республике иметь свою Конституцию и законодательство, вводить республиканское гражданство. По сути, он действует и сейчас, ведь в 2007 году документ оформили как федеральный закон и продлили его действие на 10 лет. Подобным договором больше не может похвастаться ни один другой регион России.

Похоже, что и на этот раз руководство республики попытается нажать на все возможные рычаги, включить все политические лобби, чтобы доказать исключительное положение Татарстана в России. Каким образом это будет сделано, уже намекнул Минтимер Шаймиев .

«Нашему народу многонациональному если нравится название “президент”, мы же не можем с этим не считаться. Поэтому я надеюсь, учитывая, что в 2016 году состоятся выборы в Государственную думу, тот состав, будущий состав найдет возможность… не то что найдет возможность, должны хорошо изучить, в данном случае применительно к Татарстану, потому что мы одни остались из республик, изменить закон, и чтобы мы вошли в нормальное правовое поле в этой части», - заявил экс-глава Татарстана в интервью СМИ.

Сегодня официально истек срок действия 10-летнего договора о разграничении полномочий между властями России и Татарстана, вступившего в силу 11 августа 2007 года. Месячной давности обещание пресс-секретаря Владимира Путина, что позиция Московского Кремля по поводу возможности его пролонгации «будет сформулирована и озвучена соответствующим образом», оказалось неисполненным. Хотя похоже, что эта позиция, не будучи озвученной для общественности, до казанского Кремля была доведена внятно и просто: «Не болтай».

Еще в конце прошлого года Фарид Мухаметшин и Рустам Минниханов как главы законодательной и исполнительной властей Татарстана вполне отчетливо говорили о желательности пролонгации договора. Но чем ближе становилась роковая дата его конца, тем сильнее было впечатление, что эта тема намеренно устраняется из публичной повестки.

Внезапный всплеск всколыхнул это политическое болото лишь за месяц до дня истечения договора: 11 июля Госсовет РТ (как было озвучено, по предложению 26 своих депутатов) принял . Однако хотя формально обращение и было посвящено теме договора, о нем в этом тексте было сказано уклончиво: договор, мол, «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» и вдобавок горячо поддерживается населением республики... Главным же, зачем парламент Татарстана обратился к президенту России, неожиданно оказалось не предложение продлить столь необходимый договор, а просьба «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».

После того как татарстанские законодатели столь отчетливо выразили готовность ради возможности для Рустама Минниханова зваться президентом пожертвовать особым статусом Татарстана, стали довольно очевидными два обстоятельства. Договор - всё, это во-первых...

Во-вторых же, при той легкости, с какой республиканские власти сдали принципиальный вопрос статуса, на их мнение по поводу декоративного титула федеральный центр может уже не обращать особого внимания. Таким образом определение «президент Татарстана» приблизилось к тому, чтобы в свой черед стать экспонатом музея татарстанской государственности.

К тому же исчезновение договора немедленно поставило на политическую повестку изменение самой Конституции РТ. И в первую очередь, ее главной - первой статьи. Ведь истекший договор не просто упоминается в ней, но и обосновывает особость положения Татарстана в РФ: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан...»

Готовятся ли в Татарстане к изменению основного закона? Или все еще надеются, что Владимир Путин, прочитав обращение Госсовета о былых заслугах договора, растрогается и согласится пролонгировать его на новый срок?

Автор этого письма к Путину - депутат Госсовета Николай Рыбушкин - на вопрос «Вечерней Казани», известно ли ему о какой-либо реакции на инициированное им обращение, безмятежно ответил: «Ничего не могу сказать - я на даче, пока не знаю». На вопрос к нему как к юристу - предстоит ли теперь переписывание Конституции? - он также ответил: «Не знаю».

В пресс-службе Госсовета РТ на просьбу «ВК», чтобы предстоящее изменение Конституции РТ прокомментировал Фарид Мухаметшин, сказали, что тот «находится далеко». Сегодняшний переломный день татарстанской государственности спикер Госсовета провел в Азнакаевском районе на фестивале народного творчества тюркских народов...

Правда, в самой татарстанской Конституции заложена глубоко эшелонированная оборона на случай ее изменения по требованию «извне». Ее статья 123 гласит, что не только а) положения 1-й статьи «могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан», но и б) для изменения самой этой 123-й статьи тоже необходим всенародный референдум.

А уж что можно сделать из обыкновенного референдума при наличии умелых рук и политической смекалки, жители Татарстана после марта 1992-го знают как никто... Но в настоящее время рецепт таких острых блюд, говорят, утрачен, и политики-практики вместе с юристами-теоретиками бьются преимущественно над вопросом: а нельзя ли как-то обойти это требование референдума?

Мы над этим думаем давно, обсуждаем эту тему и пока слабо представляем себе решение, - признался «ВК» один из авторов Конституции РТ - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права КФУ, академик РАН Борис Железнов. - Вся нынешняя проблема описывается поговоркой «против лома нет приема». Руководство России решило, что не будет подписывать новый договор, и с этим ничего не поделать: любая из сторон вправе решить, подписывать или не подписывать...

Конечно, Конституцию придется изменять, теоретически возможен и референдум, отметил профессор Железнов. И, переспросив, не сделали ли за последние часы руководители Татарстана каких-либо заявлений на эту тему, заметил: «Я бы тоже в такой ситуации прятался»:

Недавно я видел Шаймиева - он тоже ничего не говорил об этом. Никто не готов к решению этого вопроса. Думали, что все-таки договор будет пролонгирован...

Впрочем, одна идея выхода из создавшейся травмирующей ситуации с наименьшими имиджевыми потерями у юристов все же есть. А именно: внесение изменений в Конституцию - отложить. Мало ли недействующих норм бывает в наших законах! Например, отмечает Борис Железнов, в той же Конституции РТ «норма о Конституционном суде Татарстана появилась в 1992-м, однако вместо него до 1998 года работал только Комитет конституционного надзора, и все молчали!».

В общем, это можно тянуть долго, по пословице «Улита едет, когда-то будет», - предполагает характер будущих событий вокруг татарстанской Конституции профессор Железнов. - А может, тем временем они еще и договорятся! Конституция России в 11-й статье предполагает ведь договорные отношения между федеральной властью и регионами...

Самые масштабные изменения основной закон Татарстана переживал 13 лет назад, когда Генпрокуратура РФ требовала приведения в соответствие федеральному законодательству более 50 статей Конституции РТ, начиная с исключения из нее заветного слова «суверенитет». Тогда улита татарстанской власти ехала в указанном Генпрокуратурой направлении так долго, что дело уже почти дошло до роспуска Госсовета РТ за «уклонение от исполнения судебных решений»... Тут уж нервы у республиканской элиты не выдержали, и Конституция была фактически переписана заново.

Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов, в то время председатель парламентской комиссии по законодательству, тогда представлял Госсовет РТ в судах, успешно затягивая процесс приведения татарстанской Конституции в соответствие федеральному законодательству. И он согласен с профессором Железновым в том, что «тактика улиты» и сейчас может быть взята на вооружение.

Да, сегодня нет договора, а может, лет через 20 будет! - объяснил он «ВК». - Ведь оставили же в свое время в нашей Конституции выборность президента - а потом вернулись к ней. Так же и с договором может быть.

В самом деле, статья о выборности президента Татарстана остается наиболее ярким примером «спящей» юридической нормы. После отмены в 2004 году Владимиром Путиным всенародных выборов глав субъектов РФ в Татарстане не стали исключать из Конституции статью о выборах президента, а лишь специальным законом приостановили ее действие. А в 2012-м Дмитрий Медведев «амнистировал» выборность региональных глав - и норма Конституции РТ «проснулась»...

В Госсовете Татарстана создана рабочая группа, которая займется корректировкой региональной конституции. Группа подготовит предложения по переименованию должности президента республики. От этого поста Татарстан по федеральному закону должен был отказаться к 2016 году. Источник “Ъ” в Госсовете говорит, что «вопрос президентства» в парламенте пока не рассматривался. Эксперты считают, что работа по изменению конституции «активизируется», если на этом настоит федеральный центр.


О создании рабочей группы по разработке закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан» региональная прокуратура сообщила в письме депутату горсовета Набережных Челнов Сергею Яковлеву. В конце 2017 года он просил генпрокурора Юрия Чайку обязать власти Татарстана привести конституцию региона в соответствие с федеральным законодательством, «устранив дальнейшее применение названия главы региона “президент”». В ответе надзорного органа сказано, что наименование «президент» установлено конституцией республики. Прокуратура направила спикеру Госсовета Фариду Мухаметшину информацию «о необходимости принятия мер по приведению» ее норм в соответствие с федеральным законодательством. В прокуратуре отмечают, что такая работа «парламентом проводится». Рабочая группа создана для «обеспечения комплексного подхода к корректировке конституции».

Вице-спикер парламента Юрий Камалтынов сказал “Ъ”, что «такая группа давно создана». Замглавы комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов сообщил, что ничего не знает о рабочей группе: «Если она и есть, то я в ней не состою. Есть выражение: не чешите там, где не чешется. Вот я и не чешу, где не чешется». «Я ничего не знаю о такой группе. Нас туда не приглашали»,- сказал “Ъ” член фракции КПРФ Артем Прокофьев.

Вместе с тем источник “Ъ”, близкий к руководству Госсовета, говорит, что «никакой конституционной комиссии нет», а есть «рабочая группа по мониторингу федерального и республиканского законодательства». «Вопрос по президентству еще не рассматривался. У нас есть время до 2020 года. Придет время, мы обязательно рассмотрим этот вопрос»,- сказал собеседник “Ъ”. Ранее источник “Ъ” в администрации президента говорил, что вопрос о наименовании главы Татарстана отложен до истечения срока полномочий Рустама Минниханова (2020). Татарстан - единственный субъект РФ, который сохранил должность президента. Федеральным законом был установлен срок на изменение региональных конституций до 2015 года. Однако потом Владимир Путин подписал поправки к закону, согласно которым срок переименования должности главы Татарстана продлен до 2016 года, поскольку у республики есть договор о разграничении полномочий с федеральным центром (прекратил свое действие летом 2017 года). Но республика не стала вносить изменения в конституцию.

«Слово “президент” не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет. Людям нравится название высшего должностного лица нашей республики»,- говорил экс-президент республики Минтимер Шаймиев. Господин Мухаметшин отмечал, что закон, который обязал регионы к переименованию, принят «с превышением полномочий Госдумы». Название «президент» нравится Рустаму Минниханову, но, «поскольку принят федеральный закон, этот вопрос надо решать», отмечал он.

Политолог Сергей Сергеев считает, что рабочая группа Госсовета может быть создана из «тактических соображений»: «Вопрос переименования должности президента идет вразрез с политикой властей республики. О ее работе может никто не знать, но в любой момент она может активизироваться». По его словам, если «политическая ситуация будет ужесточаться», то поправить конституцию могут и раньше 2020 года.

Кирилл Антонов, Казань

В Кремле готовы пойти навстречу депутатам Республики Татарстан и сохранить в республике наименование должности «президент». Об сегодня сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на высокопоставленного источника в администрации главы России ( , признанное 27.01.15 Верховной Радой страной-агрессором).

Пост президента Татарстана, по словам собеседника издания, российские власти могут сохранить до 2020 года. В этот же период, как уточнил источник газеты, истечет срок полномочий нынешнего главы республики Рустама Минниханова.

Такое решение в Кремле, как пояснили «Коммерсанту», объясняют тем, что «народ республики голосовал на выборах именно за президента Татарстана». Однако после истечения срока полномочий Минниханова, по данным собеседника газеты, вопрос о наименовании высшего должностного лица республики будет решаться с учетом предложений, которые выработает комиссия, о создании которой шла речь в обращении Госсовета Татарстана к президенту Путину. Этот документ был принят 83 местными парламентариями 11 июля.

В нем депутаты Республики Татарстан попросили российского лидера сохранить действующий договор о разграничении полномочий между органами власти федерального центра и региона, а также оставить в республике наименование должности «президент». От него в Татарстане должны были отказаться еще с 1 января 2016 года.

«Договор, как пример выстраивания конструктивных отношений между различными уровнями власти, востребован и в международной практике и, несомненно, содействует авторитету Российской Федерации», - отмечали депутаты. Эта бумага впервые была подписана Москвой и Казанью в 1994 году. 24 июля 2007 года она была продлена еще на десять лет. Тогда документ носил чисто символический характер. Согласно ему Татарстан, в частности, стал единственной республикой в Российской Федерации, руководитель которой именовался «президентом», а не «главой», как в остальных республиках.

Позже для решения вопросов о разграничении полномочий между Москвой и Казанью Госсовет Татарстана предложил «образовать специальную комиссию по выработке предложений по правовым вопросам». 12 июля пресс-секретарь президента РФ Песков заявил, что «концептуальная позиция» Кремля в ответ на обращение татарского Госсовета «будет сформулирована и изложена».

В это же время, агентство РБК со ссылкой на свои источники сегодня сообщило , что Кремль не собирается продлевать текущий договор о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Также в администрации президента России, по их словам, сценарий заключения нового соглашения с Казанью тогда не рассматривался.

В аппарате президента Татарстана, как пишет «Коммерсантъ», от комментариев информации о возможном сохранении поста президента республики до истечения срока полномочий Минниханова отказались. При этом источник газеты в руководстве Татарстана, как уточняет издание, отметил, что в республике уверены - по этому вопросу «нужны переговоры».

Напомню, в ноябре 2015 года в Татарстане потребовали суверенитета от РФ. Тогда в Казани общественные активисты провели конференцию, целью которой было сохранение поста президента. В итоге они , в которой предложили Госсовету республики восстановить основополагающие статьи Конституции Татарстана 1992 года, в которых утверждалось, что Татарстан является суверенным государством и субъектом международного права, законы Татарстана обладают верховенством на всей ее территории, земля и ее республики являются общенародным достоянием.